Как развивалась реклама | Умная Россия

Как развивалась реклама

Сейчас крайне сложно представить нашу жизнь без рекламы какого-либо товара или услуги. Реклама окружает нас везде: дома, на работе, в магазине. Она играет по радио, она идет по телевизору, она вылезает на экране нашего смартфона. Она кажется навязчивой и раздражает. Но что, если реклама – это неотъемлемая часть общества?

Это действительно так, ведь первая реклама появилась еще в древние времена. Сам термин реклама – это зов продавца (торговца), выкрикивающего название своего товара. Такое часто происходит на пляже, когда продавец кричит: «Кукуруза» или «Чурчхела».

Разница древней рекламы и современной лишь в том, что они используют разные носители информации. Древняя реклама имела письменный, словесный или изобразительный вид. Первая реклама была «написана» на египетском папирусе. Кроме того, рекламные сообщение зачитывались при большом скоплении людей, например, на рыночной площади. Городской глашатай, уличный и рыночный зазывала как раз и зачитывали людям рекламные сообщения. Реклама также могла быть написана на стенах домов. Древние предприниматели в основном сообщали о продаже рабов и с помощью рекламы пытались привлечь внимание.

Однако массовость рекламы увеличилась в разы только после изобретения печатного станка в 1450 году Гуттенбергом. Печатный станок открыл много возможностей перед людьми, не только в плане рекламы. Люди получили доступ к книгам, стали более образованными, появились первые информационные агентства и аналоги современных СМИ.

Но благодаря печатному станку производить рекламные сообщения стало легче. Первой печатной рекламой считается объявление, появившееся в 1472 году в Лондоне на стене одной из церквей, где было объявлено о продаже молитвенников. А в скором времени появлялось все больше рекламных сообщений о продаже муки, сахара, хлеба и иных товаров. И если простые объявление не были эффективными, продавцы подключали фантазию, используя в рекламных сообщениях поговорки и пословицы – своеобразный маркетинговый ход (действия маркетолога, направленные на привлечения внимания клиентов).

В России реклама появилась примерно в X веке. Русские торговцы для привлечения внимания к своему товару использовали зазывал, которые в прямом смысле кричали о наличии товара и его достоинствах. На Руси также существовала потешная реклама – тип рекламного сообщения, сопровождаемый шутками и частушками для большего привлечения внимания покупателей.

Как это было в Российской Империи?

Развитие рекламы в Российской Империи усложнялось из-за государственных контроля и монополии, хотя и было чем-то схоже с европейским развитием.

Первая письменная реклама была представлена в виде лубков. Это рисунки, которые печатались на деревянных дощечках, а затем раскрашивались от руки. С помощью этих самых лубков рекламировали не только отечественные товары, но и европейские. Однако Петр I ограничил их использование, введя указ о том, что печатать такие картинки можно только по разрешению правительства, а в 1822 года на них стала распространяться цензура.

Кроме того, в рекламных сообщениях крупных фирм была государственная символика, использовалась имперская тематика в рекламе табака и алкоголя.

Первая реклама в прессе считается реклама в «Ведомостях» (первая российская газета), где публиковались сообщения о том или ином товаре, а также месте, где его можно приобрести.

Были популярны также ярмарочные листки – в них размещали информация о продаваемых товарах на ярмарках соответственно.

Что стало с рекламой в Советском Союзе?

После смены власти реклама претерпела изменения. Теперь предприниматели не могли публиковать рекламу, как раньше, этим занималось только правительство.

После завершения гражданской войны были созданы первые рекламные агентства – «Реклам Транс» и «Связь», которые размещали рекламные объявления в местах большого скопления людей.

Во времена НЭПа (экономическая политика, проводившаяся в 1920-х годах в Советской России и СССР) реклама в стране достигла определенных высот. Известный поэт Владимир Маяковский занимался тем, что писал рекламные стихи, которые привлекали внимание аудитории к тому или иному товару.

Однако реклама в Советском Союзе, хоть и выполняла функцию информирования, была «завалена» просветительскими и воспитательными установками, из-за чего складывалось ощущение, что реклама является скорее политической пропагандой, чем способом информирования людей о товаре или услуге.

Что с рекламой сейчас?

Исходя из того, что реклама развивалась на протяжении долгого времени, можно заметить, что она претерпела много изменений и отличается от древней рекламы или рекламы Российской Империи.

Сейчас, когда на рынке существует огромное количество качественных товаров, рекламодатель должен не просто сообщить о товаре, но и заставить аудиторию купить его. Для этого используются различные методы манипуляций мотивами клиентов. Кроме того, реклама должна быть запоминающейся, ведь ее стало в разы больше, чем раньше, а значит рекламодателю нужно очень постараться, чтобы создать, что-то новое и уникальное, что привлечет внимание аудитории.

При этом рекламодатели постоянно проводят исследования рынка, чтобы понять, какие цели ставит перед собой современный человек и как их товар или услуга может закрыть эти потребности.

Реклама – это важнейший инструмент для любого предпринимателя, используя который он может получить или гораздо большую прибыль или не получить никакой. Продвижение своей продукции напрямую зависит от оригинальности рекламы, ее креативности и того, насколько запоминающейся она будет. Поэтому что в древние времена, что сейчас рекламодатели прибегают все к новым и новым способам заинтересовать потенциального покупателя. Реклама не может быть плохой или хорошей, навязчивой или нет. Реклама – это в первую очередь про привлечение внимания, и, если «плохая и навязчивая» реклама дает больше прибыли, чем «хорошая и редкая», тогда эта реклама по праву лучше и эффективней.

Автор: Екатерина Кожан

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/lL9Jv

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх