Как развить эмоциональный интеллект ребенка | Умная Россия

Как развить эмоциональный интеллект ребенка

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции.

Обучение такому навыку особенно важно в детстве. Согласно исследованиям, эмоциональный интеллект тесно связан с социальным и когнитивным развитием: чем лучше ребенок понимает эмоции, тем он проще будет находить общий язык со сверстниками и преодолевать внутренние кризисы.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Решение конфликтов, построение отношений, умение произвести впечатление на других — за все это отвечает эмоциональный интеллект. Чем лучше человек понимает свои и чужие эмоции, тем проще справиться с каждой из этих задач.

Изучение собственных чувств в первую очередь полезно для психического здоровья. Когда мы умеем замечать эмоции и безопасно для себя и других с ними обходиться, нам не приходится тратить кучу сил на восстановление после очередного срыва или ссоры.

Понимание эмоций потом поможет и с карьерой. Многие компании при подборе и обучении сотрудников смотрят на софт-скиллы — умение вести переговоры, улаживать конфликты в коллективе, организовывать работу. Так, эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia в своем докладе утверждают, что «эмоциональная грамотность» — навык будущего.

  1. Осознание своих эмоций.
  2. Управление своими эмоциями, в том числе умение их выражать «экологично», то есть без вреда для себя и для других.
  3. Опознание эмоций других людей.
  4. Управление эмоциями других людей.

Какими методами можно развивать каждый из этих компонентов?

Способ № 1

Называйте свои эмоции в присутствии ребенка

Проговаривание эмоций помогает успокоиться и размышлять более рационально. Ведь наш мозг устроен так, что для него страшно все, что неизвестно и непонятно. А то, что хотя бы названо, — уже вносит какую-то определенность.

Родители помогают ребенку обогатить его «психологический словарь» своим примером. Задача — замечать свои эмоции и озвучить их ребенку. Из этих слов, как из кирпичиков, и будет строиться фундамент эмоционального интеллекта.

Может показаться, что называть чувства легко и просто. Но если вы не привыкли делать это в повседневной жизни, то бывает трудно подобрать точное слово.

Если вам все равно трудно замечать чувства или получается называть только самые сильные, попробуйте оценивать эмоции по интенсивности от 1 до 10 — шкалирование помогает постепенно снизить этот «порог осознавания эмоций». В итоге родитель начинает отслеживать малейшие изменения своих чувств. Ведь детские эмоции взрослый сможет распознать и назвать, только если хорошо распознает свои.

Можно начать практиковать называние эмоций прямо с беременности. И себя успокоите, и привычку выработаете, и с рождения уже на автомате будете применять с малышом. Это только кажется, что это бесполезно, на самом деле младенцы в какой-то мере все усваивают. Например, уже в шесть месяцев у ребенка появляется небольшой словарный запас, хотя он еще не говорит.

Способ № 2

Научите ребенка называть эмоции

Поначалу называйте эмоции ребенка за него. Например: «Ты услышал громкий звук и испугался, сейчас ты боишься, поэтому плачешь». Или: «Ты на меня обиделся и разозлился за то, что я запретила тебе трогать горячую кастрюлю». Еще пример: «Сейчас ты плачешь и грустишь, потому что я ухожу на работу, я вижу, как тебе грустно».

Если ребенок уже умеет говорить хотя бы «да» и «нет», можно задавать ему вопросы: «Тебе грустно или весело?», «Ты боишься?» После двух-трех лет, когда речь уже немного развита, вы можете задавать уже открытые вопросы про чувства: «На кого ты злишься?», «Почему ты расстроился?»

Работа с детьми более старшего возраста организуется таким же образом. Даже с подростками — просто подбирайте более «взрослые» формулировки: «Я вижу, что ты расстроен из-за двойки по физике», «Наверное, тебе было неловко в той ситуации», «Я бы на твоем месте испугалась, а ты как себя чувствовал?»

Способ № 3

Занимайтесь по карточкам с иллюстрациями

Карточки с иллюстрациями эмоций — один из основных методов нейродиагностики эмоциональной сферы. Спрашивайте какие чувства испытывают нарисованные персонажи. Таким же способом можно и тренировать навык распознавания эмоций других людей.

Существуют разные карточки с эмоциями, а еще можно самостоятельно подобрать любые в интернете с разными чувствами. Подойдут даже фотографии из фотобанков. Чтобы было проще подбирать, можно ориентироваться на любой понравившийся список эмоций.

Способ № 4

Рассказывайте и обсуждайте сказки

Управление эмоциями — сложный навык, который не дается порой и взрослым. Он помогает точно выражать свои чувства без вреда для себя и окружающих. Легче всего с ребенком тренироваться в игровой форме.

Например, рассказывайте ребенку сказки на ночь или истории, пока едете в транспорте или гуляете. Сюжет может быть самым примитивным — не переживайте, что не получается достаточно художественно. Главное — чтобы был герой, события, эмоции и соответствующее им поведение. Примерную структуру истории:

  1. Начало. Это описание героя и обстоятельств, в которых он оказался. В самом простом варианте это калька с реальной ситуации с ребенком.
  2. Столкновение с проблемой и обычное поведение героя, которое отражает реальное поведение ребенка.
  3. Негативные последствия, с которыми столкнулся герой сказки из-за своего поведения.
  4. Трансформация героя. Как он понял, что можно вести себя или реагировать по-другому. Попробовал новый вариант, и он оказался более выигрышным.
  5. По желанию — вывод, который сделал для себя герой. Можно попросить ребенка самому формулировать мораль сказки.

Через сказку и ее героев ребенку легче донести мысли и научить определенному поведению. Ее сюжет— это как «полигон» для демонстрации принципов, которые могут быть слишком абстрактными, если доносить их до ребенка в директивной родительской форме. Через историю героя малыш как будто вместе с ним совершает ошибки, делает выводы и обретает опыт.

Способ № 5

Устраивайте кукольный театр

Принцип такой же, как и в сказке: дети проецируют свое поведение на предложенную историю и самостоятельно делают выводы.

Понадобятся любые игрушки, которые нравятся ребенку, чтобы он мог им сопереживать. Алгоритм игры следующий:

  1. Предложите выбрать игрушку — главного героя и остальных героев спектакля.
  2. Ваша задача — разыграть ситуацию, после которой главный герой испытывает эмоцию, управлению которой вы хотите обучить ребенка. Например: «Мама-медведица ушла собирать ягоды, а маленький медвежонок расстроился из-за этого и плачет».
  3. Объясните ребенку, что произошло и что сейчас чувствует главный герой.
  4. Если ребенку уже больше 3—4 лет, спросите, что сейчас мог бы сделать главный герой. Детям поменьше надо показать вариант выхода из ситуации. Например: «Медвежонок плакал и грустил, но потом понял, что может поговорить о своих чувствах с другом-лисенком». Или так: «Медвежонку было грустно одному, и чтобы время прошло быстрее, он решил нарисовать для мамы красивую открытку, ведь он испытывал не только грусть, но и скучал по маме и любил ее».
  5. Разыграйте ситуацию несколько раз, попробуйте разные варианты проживания эмоций, которые вы знаете и которые используете сами, тогда у ребенка будет широкий выбор альтернатив. Например, когда грустно, персонажи могут пообниматься, почитать книжку, заняться творчеством. А когда злятся — направляют энергию на уборку квартиры или бегают и поют веселые песни.
  6. Также можно разыграть ситуации, где эмоции вредят окружающим, вроде крика или драки. Надо показать, к чему это приводит и почему так делать не нужно. Например: «Зайчик обиделся на маму за то, что она не разрешила ему далеко убегать, и за это перестал с ней разговаривать. А мама не понимала, в чем дело. Она подумала, что у Зайчика заболело горло, и повела сынишку к врачу. Зайчик понял, что таким способом свою обиду не решить, и поговорил с мамой. Мама внимательно выслушала и поблагодарила за честность, ведь только разговаривая о чувствах и вовремя разрешая конфликты, можно сохранить уют и любовь в доме».

Чтобы заинтересовать ребенка, можно устроить настоящий театр теней или сделать пальчиковые куклы. Но на это придется потратить ресурсы: время, чтобы сделать декорации.

Способ № 6

Заведите для ребенка дневник эмоций

Привычка вести дневник эмоций помогает развивать навык рефлексии. Так ребенок или подросток будет чаще обращать внимание на свое состояние, чтобы называть и записывать эмоции, которые испытывал. В зависимости от возраста и предпочтений используют разные форматы записей.

Так, маленьким детям можно купить наклейки с разными смайликами или предложить самостоятельно рисовать картинки на каждый день или значимое событие.

Наиболее подробный и сложный вариант дневника можно взять из когнитивно-поведенческой психотерапии, он подойдет для подростков. Требует больше времени, зато ценен своей информативностью. Для этого эмоции нужно отслеживать с помощью таблицы. Такой дневник предназначен для работы с негативными эмоциями — самыми сложными и тяжело поддающимися анализу. Но сюда можно записывать и положительные события: чтобы их чаще замечать и создавать больше таких ситуаций в жизни. Опишу каждый столбец.

Событие. Сюда вписываем то, после чего появились те или иные эмоции.

Эмоции и ощущения в теле. Перечисление чувств, которые подросток испытал во время и после случившейся ситуации. Для удобства ребенку можно дать словарик чувств, который был выше.

Автоматическая мысль. Ее не всегда так просто найти. Суть в том, что эмоции возникают не как прямой ответ на ситуацию, а как следствие той или иной мысли, которую мы можем даже не успевать заметить, хотя она есть. Нужно постараться абстрагироваться от ситуации и описать, какая именно мысль в этой ситуации вызвала эмоцию.

Этот столбец поможет анализировать собственное поведение. Нужно накопить несколько ситуаций, в которых чувства будут одинаковые, а обстоятельства разные. И посмотреть, какая общая мысль приводит к одним и тем же эмоциям.

Альтернативная мысль. Это самый сложный столбец, но над которым потом можно работать уже с психологом. Нужно попытаться ответить на следующие вопросы:

  1. Чему меня научила эта ситуация?
  2. Что полезного я могу вынести из случившегося?
  3. Что еще я не принял во внимание в этой ситуации?
  4. Как я могу посмотреть на ситуацию с другой стороны?

Смысл в том, чтобы постепенно «перепрограммировать» сугубо негативное восприятие разных ситуаций. Если у ребенка появляется новый способ мыслить о чем-то, то и возникают новые эмоции — более контролируемые и осознанные.

Источник: Тинькофф Журнал

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/WM42Y

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх