Формирование музыкального вкуса | Умная Россия

Формирование музыкального вкуса

Музыкальный вкус часто становится предметом споров. Причины столкновений могут быть связаны с возрастными, культурными, социальными различиями, зависеть от модных тенденций своего времени. Ко всему прочему многие люди считают свой музыкальный вкус высокоудовлетворительным и не хотят его менять, в итоге некоторые из них позволяют себе колкости в сторону тех, чей музыкальный вкус отличается или не соответствует общепринятым «стандартам».

Что же представляет из себя музыкальный вкус? Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном», однако можно ли сформировать чёткий и объективный список того, что позволительно считать прекрасным, а что ― нет? В этом отношении справедливо поднять вопрос о классике. Классические произведения искусства действительно признаны вершиной прекрасного, но признавать действительную ценность произведения не равно любить его.

На самом деле, настоящая любовь к классическим произведениям явление скорее исключительное: нечасто можно встретить человека, который в повседневной жизни слушает Моцарта или Шопена с таким же удовольствием и постоянством, с каким другой человек слушал бы современных поп-исполнителей. Но ведь это не значит, что подавляющее большинство людей не обладает музыкальным вкусом? В действительности же музыкальный вкус, как правило, не выбирают ― он оформляется в первые 20 лет жизни человека, а часто и вовсе имеет наследственную предрасположенность. Об этом говорит существование многочисленных музыкантских династий. Тем не менее на развитие музыкального вкуса можно повлиять. Для этого стоит выяснить, по каким этапам следует это развитие.

Первые мелодии мы слышим ещё в очень раннем детстве, когда родители поют колыбельные или включают мультфильмы. Тогда в нас начинает формироваться первое представление о природе музыки. Однако критический возраст для формирования вкуса — подростковый, что вовсе не удивительно. В этот период в человеке начинает оформляться и заостряться характер, меняются предпочтения и вкусы.

Мы ищем способы выделиться и заявить о себе. Многие исследователи связывают музыкальные предпочтения этого этапа с формирующимся темпераментом подростка и делят их на 3 группы: тяжёлая музыка (рок, метал и рэп), лёгкая музыка (софт-рок, поп, танцевальная) и эклектичный плейлист. К первой группе зачастую относятся подростки, наиболее склонные к бунтарству, ко второй ― предпочитающие подавлять свои эмоции, а к третьей ― наиболее эмоционально стабильные. Принадлежность к любой из трёх групп являются нормой и говорит лишь о том, что мы все развиваемся индивидуально.

Пик развития и становления предпочтений в музыке наступает ближе к 20 годам. Останавливается ли в этот момент развитие вкуса? Вовсе нет. Во взрослом возрасте он не только продолжает меняться, но и становится более многогранным. По словам композитора Александра Маноцкова, «вкус существует в развитии, статика тут свидетельствует только об отсутствии, собственно, вкуса».

При желании музыкальные предпочтения сложно, но можно развить. Для этого стоит взять за привычку включать музыку каждый день. Важно слушать её осознанно и анализировать, а не ставить на фон для заполнения пустоты воображения. Как говорила кандидат искусствоведения Елена Двоскина, «слушание музыки — волевой акт, иначе это её унижение, которое может оказаться заразительным для неопытного слушателя».

Однако нам не подходят уже привычные стили — для расширения кругозора необходимо находить нечто новое, вносить разнообразие в плейлист. Обсуждайте прослушанные произведения с другими людьми, и желательно знающими. Не будет лишним всё же попытаться открыть для себя мир классической музыки. Разбираться в классике следует каждому, кто планирует развить тонкий музыкальный вкус, который в перспективе поможет выделять действительно хорошие произведения. Это важно, ведь даже современную популярную музыку можно разделить на качественную и посредственную, и это будет зависеть уже не от ваших личных предпочтений.

Автор: Эмма Прокаева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/0SLtn

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх