Как будет меняться образование в России – Сергей Шестаков
Общаемся с Сергеем Шестаковым, репетитором по математике, автором проекта ЕГЭ Чемпион. Сергей обучает математике с 2008 года. За это время накопил серьезный опыт преподавания. Если первое время со школьниками и их родителями возникали проблемы, то сейчас педагог уверенно чувствует себя в профессии. Более того, сейчас эксперт пишет свой учебник по математике, делится со СМИ идеями о корректировках российского образования, а еще хочет открыть онлайн-школу.
УР – Умная Россия.
УР: Расскажите о своем пути в профессию? С чего все начиналось?
Сергей: Карьеру репетитора я начал в институте – помогал однокурсникам. Потом стал расклеивать объявления со своими услугами и выходить на большее количество учеников. Пробовал, где-то ошибался, так у меня все и закрутилось… На старте карьеры мои ученики были всего на 5-7 лет моложе. Родители не воспринимали меня всерьез. Это, наверно, было самым большим препятствием в начале пути.
УР: С какими еще проблемами сталкивались в преподавании? Как их удалось решить?
Сергей: Репетиторов никто не обучает, с этим тоже пришлось столкнуться. А по школьной литературе учиться сложно. Теорему Пифагора, как я считаю, нужно проходить на первых уроках геометрии, но в школьной программе материал подается не самым доступным способом. Со временем я, разумеется, понял, по каким учебникам лучше заниматься. Разработал авторские методики и стал использовать свои примеры, чтобы алгебра и геометрия усваивались легко.
УР: В чем особенность вашего преподавания?
Сергей: Я стараюсь предлагать ученикам как можно больше образов. Математику я бы сравнил с искусством. Синусы, косинусы, логарифмы, производные – все это можно подать красиво и интересно. Через образы легче запоминается материал, а сложные примеры со временем переходят в ранг простых. Ничего сверхуникального в моей практике нет. Да и те учителя, кто рассказывает о волшебных техниках, на мой взгляд, говорят не правду. В математике все четко и понятно. Главное – соблюдать последовательность подачи материала.
УР: Как построена ваша учебная программа? Что можно посоветовать начинающим репетиторам?
Сергей: Я приветствую переход от простого к сложному.Но простота изложения должна присутствовать на всех этапах. Стройте свою практику на этом. Например, в школе предлагают определения из серии «производная – это предел отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю». Но ученику будет понятнее, если сказать, что производная – это скорость изменения функции в точке, а также показать ее на графике.
Математику стоит преподавать настолько просто, насколько возможно.
Я учу детей понимать суть, а не заучивать теоремы и формулы. Это моя главная рекомендация коллегам.
УР: Как заниматься с учеником, чтобы это было эффективно?
Сергей: Во-первых, определить зону ближайшего роста. Во-вторых, создать атмосферу доверия и уважения к учителю. В-третьих, мотивировать ребенка делать домашку и, конечно же, ее проверять. В-четвертых, объяснять материал последовательно и не усложнять.
УР: Сколько учеников у вас сейчас? Чем еще занимаетесь, кроме математики?
Сергей: Сейчас у меня 12 учеников. Мой максимум – 15. Сначала сложно было набрать такое количество, однако сейчас с этим проблем нет. Помимо математики я преподаю химию и физику, но не так уж часто.
УР: Откуда учителям известна программа ЕГЭ, если они этому не обучались?
Сергей: Есть сборники с примерами, есть и сайты с вариантами ЕГЭ – типовыми задачами. Надо сказать, что я никогда не пользуюсь школьными учебниками. Это особенность моей работы. Но даже без них ребенка легко научить математике, чтобы он сдал ее на высокий балл. Правда, это зависит и от способностей. Двоечника сделать отличником получается не всегда. Но задачи базового уровня решают почти все.
УР: Есть ли у вас хобби? Что интересно кроме работы?
Сергей: Я очень активный человек. Мне хватает энергии не только на работу, но и на другие сферы жизни. Люблю спорт – подтягиваюсь с гирей, хожу в зал, когда-то даже выступал на соревнованиях по бегу. Люблю людей – всегда найду время, чтобы встретиться с друзьями в неформальной обстановке. Занимаюсь волонтерством.
УР: Что хотите привнести в российское образование?
Сергей: Хочу продвигать принципы эффективного обучения. У меня есть авторские наработки в сфере преподавания математики. В то же время мне близки методики Шаталова Виктора Федоровича. Я вижу много недочетов в учебниках – хотелось бы видеть в них больше практики и меньше теории (доказательств теорем). По моему опыту теоретические знания дети хуже усваивают.
Еще неплохо было бы добавить профориентацию в школьную программу. Дети должны понимать, для чего они учатся и где хотят работать после школы. Тогда они будут меньше лениться и забивать на уроки.
УР: Пробовали ли доносить свои идеи в СМИ?
Сергей: Да, в интервью журналу «Профиль» рассказал о том, что реформу российского образования следует проводить комплексно. Не просто уделять внимание школьной программе и учебникам, но и внедрять, а также раскручивать образовательный контент в интернете. Заменять бесполезный контент от стримеров и блогеров познавательными видеороликами об историках, писателях, математиках, других ученых.
УР: Что бы вы хотели реализовать в ближайшие пару лет?
Начать развивать онлайн-школу под брендом ЕГЭ Чемпион. Я веду блог на Яндекс.Дзен. Собрал там знакомых, а еще туда подписываются все, кому интересен мой проект. Там будут полезные видео, статьи, подкасты на тему образования – буду делиться мыслями о том, как его улучшать. Кроме того, мне хочется собрать свою команду. Со временем будем с коллегами привлекать в школу все больше учеников, родителей и партнеров.
Сайт репетитора: egechampion.ru
Личная страница в ВК: https://vk.com/egechampion