TFP фотосессия: что это и с чем ее едят? | Умная Россия

TFP фотосессия: что это?

Раньше фотография была сродни волшебству. Однако с развитием техники «искусство» стало слишком доступным…

Феномен съемок на условиях TFP в настоящее время приобретает все более массовый характер. Паблики ВК с многотысячной аудиторией, миллионы ежедневно размещаемых объявлений о фотосъемках на безвозмездной основе, реальная возможность «выцепить» настоящего профессионала с кайфовой камерой. Сейчас практически каждый желающий может влиться в индустрию и почувствовать себя причастным к столь манящему миру фотографии.

Все бы ничего, однако, подобные тенденции ведут к обесцениванию создания визуального ряда как такового. А это, в свою очередь, наносит непоправимый урон отечественному фотобизнесу, который и без того находится в зачаточном состоянии и нуждается в серьезных качественных преобразованиях.

Постараемся разобраться, почему изначально предназначенный для творческого сотрудничества формат все больше превращается в «фотосессии для бедных», а отношение к фотографам в нашей стране оставляет желать лучшего.

Что такое TFP и с чем его едят

«Извините, а вы TPF снимаете?», «Ищу фотера на условиях THP» 
– подобными записями сейчас изобилуют многие группы по поиску моделей и фотографов. В погоне за бесплатными снимками люди даже не пытаются (или не хотят) разобраться в концепции подобного рода съемок. Итак, что же такое TFP?

TFP (Time for Print) – в переводе с английского означает«время за отпечатки». В простонародье данная аббревиатура трактуется более широко, а именно как Time for Photo, т.е. «время за фотографии». Иначе говоря,это взаимовыгодное сотрудничество фотографа и модели (а также визажиста, стилиста и т.д.) на некоммерческой основе.

Потребность в этом формате съемок у обеих сторон возникает по мере необходимости пополнения портфолио или реализации творческих идей. Для новичков цель проста – набить руку. Здесь особое внимание следует уделить тому, что эти своеобразные бартерные отношения строятся на самом ценном и невосполнимом ресурсе человечества – времени.

Вот здесь-то и начинается самое интересное. Юные барышни и дамы постарше уже давно просекли фишку, что вовсе не обязательно платить деньги за фотокарточки. Раньше потенциальные желающие «отфильтровывались» при отборе кандидата за счет требований к внешности и опыту позирования. Сейчас лезут все поголовно. Этакий бум, где каждый пытается вытянуть лотерейный билет – вдруг повезет.

К примеру, закидывает человек в группу пост о поиске модели на условиях TFP с соответствующими параметрами для съемки лукбука или рекламного ролика.Сразу же набегают всевозможные любители халявы. Начинают отписываться восьмиклассница Леночка или студентка Манечка, у которых внешность весьма заурядная и которые толком сами ничего не знают о мире коммерческой фотографии. Увидели пометку TFP – дальше все как в тумане. Только возьмите на площадку, а потом еще и «права начинают качать», если их не выбрали.

С одной стороны, кому из нас не хотелось бы красивых снимков, доставшихся почти задаром? Ну что тут, пришел час перед камерой покрутился, фотограф что-то там с обработкой «поколдавал». И готово. Только вот проблема в том, что такой потребительский подход у наших граждан напрочь убивает желание и чувство ответственности заплатить за работу. Вообще, в современной России создание фотографий мало кто считает работой.

Труд фотографа и сама картинка обесцениваются все больше, и больше: в расчет не принимаются ни амортизация дорогого оборудования, стоимость которого иногда превышает отметку в несколько сотен тысяч рублей, ни время и здоровье человека, занимающегося постпродакшном.


«Ищу фотографа для зимней фотосессии! С меня вкусный кофе»,
– подобные запросы на просторах TFP-сообществ уже стали классикой.

Отчасти все объясняется тем, что многие просто не могут позволить себе такую роскошь, как фотография, которая и правда является дорогим удовольствием.Найми качественного фотографа и визажиста, оплати зал – вот тебе и выйдет кругленькая сумма. Для молодых девушек этот вопрос стоит ребром. А если рядом нет подружки с фотоаппаратом – вообще коллапс. Вот и получается, что в надежде сделать себе «пару профессиональных фоточек для души» дамы сломя голову несутся в паблики с соответствующей тематикой. Но всегда ли дело в отсутствии финансов?

«У меня есть деньги, но платить за фотосессию не буду»

Отдельного внимания удостаиваются клиенты, у которых, казалось бы, с финансовым положением дела идут отлично. Если с индивидуальной фотосессией и правда порой выходит накладно, то семья, где оба супруга имеют постоянный высокий доход – точно в состоянии оплатить себе хотя бы час съемки.

В преддверии Нового года тема семейных фотосетов на праздничную тематику актуальна как никогда раньше. В студиях –  аншлаг. Владельцы гребут деньги лопатой, залы под завязку забиты до начала следующего года – ни одного свободного «окошка» при бронировании. Получается, спрос на фотографию есть? Есть, и еще какой! Только вот сталкиваешься с той же проблемой. Пара категорически отказывается платить, ссылаясь на незыблемость формата TFP.

При поиске заданий из раздела «Фото-/видеосъемка» на таких популярных сервисах, какYouDo или Profi.ru также нередко можно натолкнуться на так называемых потенциальных заказчиков с подвохом. Дело в том, практически в 97% заявок  в описании задания указывается цена по договоренности, и фотограф «клюет» на подобные предложения,ожидая, что двух-трех-часовая репортажка на светском мероприятии или корпоративе будет вознаграждена по достоинству.

Однако после выхода с заказчиком на связь, почему-то вдруг оказывается, что бюджет не резиновый и на услуги фотографа средств просто-напросто не хватило. В качестве «утешительного приза», как правило, обещают халявные канапешки, пироженки, мол, поработаешь для «души, для удовольствия». В итоге снова получаем пресловутое TFP.

Так кто же виноват?

Проблема подобного отношения к представителям фото-индустрии корнями уходит в менталитет русского человека. «Пускай сделает похуже качеством, зато подешевле», «Главное, что бесплатно, остальное меня не волнует», –  именно так рассуждает большинство пользователей при просмотре TFP-объявлений. Непросвещенность населения относительно тонкостей индустрии фотографии тоже играет свою роль.

По сравнению с европейскими странами, рынок фотографии в России находится еще зачаточном периоде. Сфера если хоть где-то и продвигается семимильными шагами, то только в Москве.

Что делать?

Для того, чтобы уравновесить баланс, в первую очередь необходимо четко разграничить сегмент творческих съемок и коммерческой фотографии. На российском рынке фотографии все жанры и виды идут вперемешку, как в плавильном котле, и у населения нет четкого понимания, что есть что.

В качестве возможного решения проблемы в сообществах ВКонтакте и на таких платформах как FashionBank владельцы могут настроить специальный фильтр объявлений. Не стоит забывать и о том, что необходимо поднимать престиж фотографии, создание которой и правда подчас стоит больших усилий.

Автор: Касяшникова Юлия

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/97Oh6

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх