Как работает пропаганда?
Неадекватные лозунги, ненависть к людям, желание добиться от толпы определенных действий – все это в красивой обертке, поданное как истинная цель человека. Пропаганда – это метод управления общественным сознанием при помощи распространения взглядов, ложных фактов и сведений, слухов и любой иной информации. В отличие от других способов информирования общества пропаганда необходима для достижения поставленных целей, которые обычно скрываются от общества.
Самым ярким примером пропаганды является Адольф Гитлер с его желанием захватить мир. Убеждение немецкого народа в их исключительность и превозношение арийской расы помогло Гитлеру завладеть мнением толпы. Он дал «надежду», благодаря которой уставший и униженный после первой мировой войны народ пошел за ним.
В первую очередь пропаганда направлена на наши эмоции, а не на интеллект для того, чтобы человек действовал интуитивно, не задумываясь. Вызвать необходимую эмоцию (гнев, надежду, радость, печаль и т.д.) является первостепенной задачей для пропаганды.
Для закрепления определенной идеи и эмоций используются различные методы.
- Бинарность: деление мира на черное и белое, зло и добро, чужих и своих. Людям гораздо легче принять, что чужие говорят неправду, а своих – только истину, если у них черно-белое мышление.
- Обращение к стереотипам для того, чтобы человек не подключал критическое мышление, а следовал уже устоявшемуся мнению.
- Наличие авторитетного мнения, причем в большинстве случае анонимного, заставляет людей доверять описываемой информации больше
- Апелляция к большинству или к тому самому авторитету. Если большинство считает так, почему конкретно ты должен думать иначе?
- Прославление национальных героев, чтобы «зажечь» в людях огонь храбрости, силы духа, который будет направлен на достижение цели пропаганды
- Демонизация врага, то есть представление иной этнической группы или нации как аморального, жестокого недочеловека
- Культ личности – идеализированный народный герой для аудитории, которая будет стремиться стать такой же
- Создание слоганов, коротких фраз, которые ассоциируются с этой идеей и вызывают определенные эмоции
Ложь тоже может стать методом пропаганды, но она не всегда обязательна. Иногда достаточно недоговаривать или перекрутить факты, чтобы человек смог убедиться в правильности идеи и поддержать ее. Это зависит от того, насколько общество осведомлено в данной теме и как часто оно проверяет информацию из любых источников, официальных и неофициальных.
Постоянное повторение одной и той же идеи также является методом пропаганды, так как слыша раз за разом эту идею, человек начинает думать о ней чаще, а в купе с другими методами – убеждаться, что она верна.
В конце концов, человек формирует свое индивидуальное мнение, которое, естественно, не отличается от пропагандируемого, а затем рассказывает о нем семье, друзьям, знакомым. Пропаганда, а точнее ее идеи распространяются как вирус, если проведена тщательная работа для достижения цели пропаганды.
Всегда ли пропаганда – ужасна?
Здесь все просто: пропаганда хороших вещей – это хорошо, плохих – плохо. Естественно, пропаганда ненависти к другой расе – это ужасно. Но сталкиваясь с пропагандой здорового образа жизни, человек не может точно сказать, что это неправильно.
Пропаганда ЗОЖ окружает нас повсюду: от рекламы до фильмов. Мы запоминаем идею, что вести здоровый образ жизни – это правильно, это полезно, это хорошо. В первую очередь для нас самих. Здесь уже сложно сказать, является ли в данном случае пропаганда чем-то демоническим и ужасным. В пропаганде чего-то хорошего нет места лжи, по сути нам должны говорить правду. Однако не всегда можно понять, что действительно является хорошим для нас, а что навязано пропагандой как хорошее.
Как не попасть под пропаганду?
Это довольно сложно, потому что человек, особенно в критических ситуациях, часто подвержен эмоциям, на которых и строиться пропаганда. Кроме того, распознать, что это пропаганда также непросто, потому что хорошая пропаганда никогда незаметна. Чрезмерная эмоциональность сообщений, повторяемость, отсутствие противоположной точки зрения, бесконечные сообщения об одном и том же – основные признаки пропаганды.
В первую очередь – надо думать, а не поддаваться эмоциям. Проверять несколько источников тоже полезно, не только для того, чтобы не попасть под влияние пропаганды.
Есть мнение, а есть факты. Мнение – это эмоции, поэтому опираться в своих суждениях нужно только на факты, причем проверенные. Разобраться в теме самостоятельно, не доверять во всем другим людям или СМИ.
Не доверять полностью ни одному источнику, потому что так или иначе никто не сможет сказать вам правду. У каждого она своя, а тем более поиск истины в интернете не звучит как хорошая идея.
На самом деле, главное здесь – думать. Анализировать, критически мыслить – делать все то, что пропаганда вам «запрещает», навязывая якобы проверенные данные и факты.
Почему пропаганда необходима человеку?
Смысл пропаганды – объединить как можно больше людей в достижении определенной цели. Поэтому, если человек все же попал под влияние пропагандистских идей, он не почувствует себя плохо. Наоборот, чувство сплоченности и некой принадлежности к чему-то большому и сильному даст ему мотивацию двигаться к поставленной цели. Человек перестает чувствовать себя одиноким в своей борьбе: он ощущает поддержку тысяч или миллионов таких же людей, как и он.
Бороться против пропаганды практически невозможно, она существует на протяжении миллионов лет и будет существовать еще столько же. Люди часто поддаются эмоциям, поэтому справиться с натиском пропагандистских идей становится для них сложнее. Однако, чем больше критически мыслящих, думающих людей будет в обществе, тем менее успешной будет пропаганда.
В конце концов выступление с лозунгами, что пропаганда – это вред для общества, тоже своего рода пропаганда.
Автор: Екатерина Кожан