Как помочь студенту в выборе профессии | Умная Россия

Как помочь студенту в выборе профессии

Есть методика, которая способна помочь вчерашнему школьнику выбрать профессию

Сложившая в России система высшего образования видит вчерашнего школьника — своего первокурсника — как человека уже зрелого, который выбирает профессию осознанно, который пришел в университет, чтобы стать профессионалом и занять в недалеком будущем свое четкое место на рынке труда в строгом соответствии с полученной квалификацией, указанной в дипломе.

Трудно представить себе что-то менее соответствующее реальности. Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача. Школьник имеет весьма специфическое представление о мире профессий: его взгляд сформирован семьей, близким окружением и собственными фантазиями.

Образование и свободные науки

Традиционные программы высшего образования — так называемая образовательная труба: вход и выход предопределены четким учебным планом, вариативность реализуется на уровне отдельных курсов, специализации — в рамках кафедр одного факультета, не шире. И если студент передумал на втором курсе и решил, что социология, например, это не его, то не очень понятно, что ему делать дальше.

Есть несколько вариантов: студент доучивается, потому что стыдно подвести родителей; у студента комплекс отличника, и он в принципе может хорошо учиться, даже если не нравится; студент кое-как дотягивает до диплома и заканчивает вуз, но не собирается работать по специальности; наконец, он вообще уходит из университета. Проблема в том, что российский университет в большинстве своем не ориентируется на студента как на человека. Система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является учебная группа, а не человек.

Иначе построены программы на принципах образовательной модели Liberal Arts and Sciences (LAS).

Слабым местом LAS считается недостаточная специализация и слабая фокусированность на серьезных «профессиональных» задачах. Так, психолог — выпускник LAS не так много изучил профессиональных курсов, как выпускник специализированной программы по психологии.

Как работает LAS

Но это разные по своим целям образовательные программы, и странно было бы спрашивать с них одинаково. Справедливости ради нужно добавить, что от критиков современного образования достается всем бакалаврским программам: неизменно подчеркивается недоученность любого бакалавра, которому место только в «Макдональдсе». Да, бакалавры — как бы «недоучки». И это нормально. После бакалавриата человек не будет и не должен быть «настоящим профессионалом».

Можно и нужно сказать, что LAS не для всех. Эта образовательная модель — для тех, кто хочет стать широко образованным, для тех, у кого сформирована такая персональная потребность. Цель современного образования — не профессия и не диплом. Образование со второй половины XX века становится частью человеческого существования. Описанный выше подход LAS — все еще инородное тело для российской системы образования, которая нам досталась от индустриальной эпохи и плановой экономики.

Да и сам российский вуз нередко напоминает корпорацию. Студент — часть учебной группы. Декан факультета или директор программы руководствуется общим для всех учебным планом и образовательным подходом, а выпускники получают дипломы с одинаковой квалификацией.

В LAS вот это все отходит на второй план, в основе — внимание к каждому студенту. И конечно, у выпускников LAS могут быть и бывают трудности с выходом на рынок труда, особенно в РФ: работодатели часто не понимают, что у них за специальность. Но студент, прошедший школу LAS, умеет задавать самому себе жизненные вопросы вроде «Чем я на самом деле хочу заниматься?». С первого курса студенты учатся делать выбор, они знают, что выбор есть. И с этим же настроем и умением ориентироваться в проблемных ситуациях выпускники выходят на рынок труда.

Это и есть та самая креативность, о которой много говорят в последнее десятилетие — если ты не хочешь встраиваться в систему или она тебя не принимает, создай свое пространство для деятельности.

Навык вопросов и ответов

В Liberal Arts and Sciences формируются несколько ключевых навыков.

Прежде всего это критическое мышление, то есть умение задавать вопросы. Не только вопросы почему и зачем, а более серьезные и глубокие. Вопросы о причинах и следствиях. Важно различать корреляции действий и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Другой навык — это умение смотреть на мир не только с собственной колокольни. Переключение оптики — очень важная вещь. В программах LAS студенту показывают разные оптики из разных дисциплинарных полей, показывают, что с разных точек зрения один и тот же объект выглядит по-разному.

И разные точки зрения приводят к задаче начать диалог об этих различиях. Когда студенты в аудитории совместно пытаются ответить на сложные вопросы, то в этот момент они учатся слышать друг друга, понимать, что существуют иные точки зрения, и понимать, почему они существуют.

Третий важнейший навык — способ изложения мыслей. Как устный, так и письменный. Ключевая вещь для образования. Необходимо с самого начала показать студенту, что есть зазор между тем, как ты думаешь, и тем, как ты об этом говоришь, а тем более пишешь. Это сложно. Это не риторика. Студент в процессе учебы осознает, что когда он излагает свои мысли на бумаге, то существует не только он, излагающий эти мысли, есть еще и читатель.

А у читателя определенные фреймы, он видит и слышит иначе, чем говорящий или пишущий. Это очень важная вещь для современного социума, пронизанного коммуникационными потоками, важная для современного человека, не вполне оцененная в образовании.

Для освоения этого навыка в аудитории студенты, например, читают друг другу фрагменты своих работ и задают вопросы. Кроме этого, студенты пишут рецензии на работы друг друга, peer-review на черновики. А еще читают и комментируют различные тексты. Такое можно делать только в диалоге между студентами.

Преподаватель не должен говорить, что автор имел в виду. Когда студенты сами читают и сами задают вопросы, сами пытаются интерпретировать и комментировать, тут они и сталкиваются с тем, что у них бывают разные подходы и разные трактовки. И не обязательно все в итоге должны согласиться с одной точкой зрения.

При таком подходе существенно меняется функция преподавателя. Для LAS нужен другой преподаватель — тот, кто готов молчать в аудитории. Основная его задача — модерировать дискуссию студентов. Преподаватель получает деньги за то, что в аудитории организует работу студентов таким образом, что у них формируются важнейшие навыки.

Задача преподавателя сделать так, чтобы студенты вошли в диалог или дискуссию, вышли из нее, а после этого суммировать, подвести итоги аудиторной работы. У студентов часто не хватает опыта работы со сложными текстами. Они могут позволить себе делать поверхностные комментарии, высказывать бытовые суждения. И преподаватель, вмешиваясь, показывает, в чем слабость таких аргументов.

Такого преподавателя надо еще поискать, а точнее говоря, нужно подготовить, научить. Среди преподавателей должны быть и исследователи, и практики. Индивидуальная траектория обучения в LAS подразумевает еще и такую развилку: кем себя видит студент — исследователем или практиком? Хорошо мотивированный бакалавр вполне способен заниматься наукой. Для этого, конечно, ему нужен наставник. Поэтому в LAS студентам предлагаются разные типы мейджоров — как практические, так и исследовательские.

Индивидуальный, точнее говоря, персональный подход состоит в том, что создается уникальная образовательная траектория для каждого студента. Но вчерашний школьник не понимает свои образовательные задачи. Более того, он их может менять.

Необычность преподавательских задач и нацеленность на индивидуальное обучение подразумевает индивидуальное сопровождение студента по его образовательной траектории, поэтому такого рода программам необходимы тьюторы.

Тьютор — это относительно новая для российской системы педагогическая роль, которая отличается по задачам от преподавателя и требует специальной подготовки. Тьютор — модератор твоих собственных размышлений о себе и своих задачах. Тьютор оказывает поддержку и помогает советом. Тьютор не ставит оценки и не принимает решение.

Студенту в LAS перед началом семестра выдают список из 50 курсов — и он должен что-то выбрать на один семестр. Вот тут подключается тьютор. При этом тьютор, как уже было сказано, не принимает решение за студента, а помогает искать ответы на эти вопросы.

Движение к профессии

Каким образом в LAS проходит профессиональная подготовка? После того как студент прослушал разные вводные курсы, ему нужно выбрать себе свою программу — major. В настоящих программах LAS этот выбор всегда очень широк. Каждая программа — major — как правило, формулирует свои требования к студенту либо в форме списка курсов (очень короткого по сравнению с традиционными системами), либо в форме требования к объему дисциплин определенной тематики.

Но эти требования всегда формулируются как Minimum minimorum: расширять и углублять свои знания студент может за счет элективных курсов, то есть формировать собственную траекторию и внутри профессионального поля. Так формируются индивидуальные профессиональные интересы и возникает фигура научного руководителя — преподавателя и наставника.

Современная реальность

В России объявлена очередная реформа высшего образования. Отказываясь от Болонской системы, Министерство образования и науки тем не менее предлагает нам не советское образование, а пытается удержать российскую высшую школу на современном уровне, не отказываясь от нескольких уровней образования, к которым за последние 20 лет привыкли отечественные вузы. Среди прочего в высшей школе больше нет образовательных программ, построенных по модели Liberal Arts and Sciences, которая существовала в нескольких российских вузах в последние десять лет.

Несмотря на перечисленные выше достоинства, LAS вызывала сопротивление и, похоже, так и не прижилась в российской высшей школе. Отчасти это из-за того, что отечественная университетская система следует в русле немецкой традиции, более специализированной, более профессионально ориентированной. И в Германии так же сложно адаптируется Liberal Arts, как и в России.

Россия, например, оказалась не готова менять базовую систему: перечень направлений подготовки, принципы формирования ФГОС и т. д. В Законе об образовании РФ есть упоминание индивидуальной образовательной траектории, но фактически она используется только для инклюзивного образования. Это, с одной стороны, бюрократическая проблема, но с другой — мировоззренческая, потому что она требует изменения «картины мира» не только у бюрократов, но и у университетских стейкхолдеров.

Перечень профилей внутри LAS расширяется. К Liberal Arts успешно и все активнее добавляются Sciences. Конечно, требования к программам по Sciences в LAS более жесткие, чем на гуманитарных профилях. Но это не проблема: гибкость LAS как системы это вполне позволяет без потери целостности и единства образовательного пространства.

Российская система по-прежнему традиционно ориентируется на перечень дисциплин в плане, а не на компетенции в реальности — они так и остались формальной бюрократической категорией.

Именно в этом и состоит базовый конфликт системы LAS с российской системой образования. Учебный план традиционно сформирован как список конкретных дисциплин — общеобразовательных и профессиональных,— которые студент должен прослушать именно в этом порядке. Тогда как учебный план LAS — это перечень требований, а потом уже список дисциплин.

В традиционной системе компетенции все равно однозначно пришиты к курсам. Ну вот есть компетенция, которая относится к курсу по философии (УК-5). В традиционной системе стоит курс по философии на первом году. Он один, он общий для всех, его читает коллега с межфакультетской кафедры. Он к вам зашел на филологический факультет на один курс, больше его студенты не увидят никогда.

В системе LAS студенту было бы предложено несколько курсов, каждый из которых имеет эту компетенцию УК-5. Любой курс из списка он должен однажды выбрать, но какой именно и когда будет курс — студент выбирает сам. Более того, если студент захочет, он может взять несколько курсов по философии у разных преподавателей. Результат формально тот же: компетенция сформирована, все счастливы.

Но именно это и вызывает абсолютное непонимание у бюрократии. Компетенции, в отличие от ЗУНов (знаний, умений, навыков) формулируются очень широко: как способность или готовность студента к какой-либо деятельности, например решению задач или работе в команде. Идея компетентностного подхода (в идеале) была бы в том, что одна и та же компетенция может формироваться разными курсами. Отечественная же система любит полные соответствия: «компетенция» равно «курс». Никаких вариантов, главное — чтобы бюрократу удобно было проверять.

То, что предлагается сейчас как 2+2+2, это интересная история. Какая за этим идея? Идея такая, как в LAS (только сильно упрощенно понятая): студент первые два года проходит общеобразовательные дисциплины и осмысленно выбирает специализацию к концу второго года. Похоже? Похоже.

При этом если в два первых года стоят только обязательные дисциплины, а выборные начинаются с пятого семестра, как студент должен понять, что он выбрал не то, если он вообще ничего не выбирал, кроме выбора программы при поступлении? Бюрократическая задумка понятна — два года у всех все обязательно, потом студент спокойно может перевестись на любую программу. Но реальный выбор отсутствует.

Кроме собственно бюрократических препятствий и понятного консерватизма традиционного подхода к образованию есть еще один фактор, препятствующий внедрению LAS. Это дорогое удовольствие.

Источник: kommersant.ru

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/hYP9M

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх