Феномен постправды
В наше время существует огромное количество источников информации. Например, пролистывая новости в социальных сетях, мы натыкаемся на огромное количество пабликов, в которых не всегда донесен истинный смысл какого-либо события. Как же не ввести себя в заблуждение и не оказаться обманутым?
Сам термин постправда, появился в 1992 году в американской статье Стива Тесича “Правительство лжи”.
Термин “постправда” означает недостоверную информацию. Так же его можно трактовать как, “после правды” или “вместо правды”.
Феномен пост правды существует благодаря СМИ, которые в свою очередь имеют влияние на общество. Основная причина развития постправды – это фейковые новости, которые иногда просто невозможно разоблачить обычной аудитории. Так же важно то, что происходит мгновенное распространение и опровержение уже не кажется такой простой задачей.
На данный момент постправду можно разделить на два вида. А, именно:
- Расхождение действий и слов
- Закрытия глаз на факты
Думаю нельзя целиком и полностью винить СМИ. Каждый человек решает сам во что ему верить, а во что нет. Наше мышление, зачастую держится на стереотипах, которые плотно откладываются в сознании. Из-за чего же, мы верим стереотипы и как они зарождаются? Ответ на этот вопрос звучит в следующем:
- Предвзятость подтверждения. (Поиск подтверждения уже сформированной точки зрения и отказ здравого взгляда на факты)
- Общественное мнение. (Сформированное убеждение той или иной группы)
- Эхо-камера. (“Правильные” идеи и факты усиливаются благодаря постоянному повторению)
- Пузырь фильтров. (Выдача исключительно той информации, которая интересует конкретного человека)
- Эвристика доступности. (Оценивание события, как более вероятное исходя из собственного опыта)
Так же огромное влияние на феномен постправды, оказывают социальные искажения:
- Искажения в пользу своей группы. (предпочтение отдается участникам своей группы лишь потому, что они являются ее участниками)
- Искажение в связи с проекцией. (человек подсознательно полагает, что окружающие должны разделять те же мысли, идеи, взгляды и позицию)
- Стереотипизация. (Когда от участника группы ожидается наличие определенных качеств просто потому, что он участник группы
- Эгоистическая погрешность как тренд
- Искажения описания характера. (Устойчивое поведение)
- Иллюзия прозрачности. (Когда люди думают, что у них происходит полное понимание с окружающими в обе стороны)
- Эффект первенства. (Когда изначальные события оцениваются, как более значимые, чем последующие)
Автор: Кружкова Е.А