Какие покупки действи­тельно могут сделать вас счастливее | Умная Россия

Какие покупки действи­тельно могут сделать вас счастливее

Если деньги не приносят вам счастья, значит, вы неправильно их тратите.

По крайней мере, к таким выводам пришли исследователи, изучающие психологию покупок. Наверняка вы уже сталкивались с этим: долгие мечты о какой-то вещи забываются на второй день после ее покупки. И даже если приобретение оказалось удачным, радость от него быстро улетучивается. Это результат работы особого психологического механизма — гедонистической адаптации. Но есть способы продлить удовольствие.

Что такое гедонистическая адаптация

Так называется способность возвращаться к базовому уровню удовлетворенностью жизнью, что бы с человеком ни происходило.

В исследовании 1970-х годов отслеживали уровень счастья победителей лотерей и людей, которые из-за несчастных случаев потеряли подвижность ног. Закономерно, что первые сначала пережили прилив счастья, а вторые, напротив, горевали. Но когда после события прошло около года, и те и другие вернулись к тому уровню счастья, что был в их жизни до случившегося.

В 1970-х американские ученые предложили модель процесса гедонистической адаптации, состоящую из пяти фаз. После событий, вызывающих сильные эмоции, кривая удовлетворенности жизнью возвращается к норме.

Как предполагают ученые, гедонистическая адаптация — защитный механизм. Он помогает восстановиться после травмирующих событий. А после радостных — мотивирует не останавливаться на достигнутом и добиваться большего. Но у этого механизма есть побочное действие: он нередко заставляет человека покупать и желать гораздо больше, чем ему нужно.

Материальные вещи вроде смартфона или одежды особенно подвержены гедонистической адаптации: они быстро становятся привычными, устаревают или выходят из моды. Мозг начинает требовать чего-то нового, а вещи, которые уже есть, вызывают негативные эмоции. После очередной покупки все повторяется по кругу.

Но все же есть исключения: некоторые приобретения действительно повышают уровень удовлетворенности жизнью и радуют долгое время. От чего это зависит? Группа ученых во главе с профессором Университета Британской Колумбии Элизабет Данн проанализировала более сотни исследований в поисках ответа на вопрос. Они пришли к выводу, что для повышения уровня счастья стоит вкладываться в приятный жизненный опыт — то, что оставит после себя хорошие воспоминания или позволит почувствовать себя увереннее.

Вот еще несколько принципов, которые они сформулировали:

  • тратить деньги не на себя, а на других;
  • отдавать предпочтение небольшим, но гарантированно приносящим радость покупкам перед крупными, но редкими;
  • оттягивать приобретение вещей, которые очень хочется заполучить;
  • решаясь на крупную покупку, тщательно анализировать, как она повлияет на вашу жизнь;
  • не сравнивать свои покупки с покупками других. Наверняка кто-то купит похожую вещь дешевле или что-то моднее и лучше — что тут же убьет вашу радость.

Конечно, не всем и не каждый раз стоит руководствоваться этими принципами. Исследования показывают, что людям, столкнувшимся с серьезными финансовыми трудностями, гораздо больше удовлетворения приносят материальные вещи: они выберут новый телевизор или новую обувь вместо уик-энда на природе. И этот выбор надолго сделает их счастливее.

Но если ваши базовые потребности удовлетворены, стоит обратить внимание на список покупок, которые, согласно ученым, в меньшей степени подвержены гедонистической адаптации.

Путешествия

Если вы любите путешествовать, это несложно понять. Этот процесс задействует сразу несколько механизмов, повышающих настроение и уровень счастья.

Механизм, который включается еще до поездки, — ожидание и предвкушение чего-то приятного в скором будущем. Иногда эти чувства приносят даже больше удовольствия, чем само путешествие.

В 1997 году группа ученых проанализировала психологическое состояние нескольких добровольцев до, во время и после семейного праздника, поездки в Европу и трехнедельного велопутешествия по Калифорнии.

Оказалось, что эмоции, которые испытывали участники исследования перед началом событий, были самыми приятными. Причина в том, что во время реальной поездки — или праздника — запросто может произойти что-нибудь неприятное. А в наших фантазиях мы от этого защищены. Поэтому не пренебрегайте подготовкой: уделите время выбору билетов и отелей, почитайте про достопримечательности.

Во время самой поездки человек получает удовольствие прежде всего от непривычной обстановки, неожиданных впечатлений и ощущений. Ученые объясняют это тем, что мозг, столкнувшись с чем-то новым, фокусируется на этом — и начинает изо всех сил изучать, отвлекаясь от беспорядочных мыслей о будущем и прошлом. В результате человек какое-то время просто живет в настоящем, и это делает его чуточку счастливее.

А после путешествий остаются приятные воспоминания о пережитом опыте. Они менее подвержены гедонистической адаптации, чем воспоминания о покупке материальных вещей, так как мы больше их ценим. Дело в том, что любой пережитый опыт формирует нашу личность, дает нам чувство собственной уникальности. В отличие от вещей, даже самых дорогих.

Более того, у ученых есть основания полагать, что со временем воспоминания о пережитом опыте становятся только лучше. Наш мозг склонен приукрашивать прошлое — этот эффект называют розовой ретроспективой. Поэтому даже если путешествие прошло не очень удачно, вспоминая о нем, мы все равно будем получать удовольствие.

Маленькие, но регулярные радости

Возможно, вы любите выпивать чашку хорошего кофе по пути на работу, регулярно ходите на маникюр или посещаете дегустации вина — маленькие радости у каждого свои. Нередко финансовые гуру рекомендуют от них отказаться, чтобы экономить. Но не всегда это хорошая идея.

Как полагают ученые, такие небольшие приносящие удовольствие траты защищены от гедонистической адаптации, поскольку в них сохраняется элемент новизны. Каждый сеанс массажа всегда немного не похож на предыдущий, каждый бокал вина чуть-чуть отличается. Это и замедляет процесс эмоционального привыкания.

Еще одно преимущество маленьких радостей — на них меньше влияет закон убывающей предельной полезности. Если сильно упрощать, вот его суть: польза и радость снижаются с каждой следующей единицей того, что мы потребляем. Скажем, если мы очень хотим сладкого, то максимум удовольствия мы получим, съев первую конфету. Эмоции от второй будут уже не такими интенсивными.

Но когда мы получаем удовольствие частями — едим по одной конфете в день — это может компенсировать уменьшающуюся полезность. В исследовании конца нулевых двум группам добровольцев предложили сеанс массажа на специальном кресле. У первой он был непрерывным и длился 180 секунд. У второй группы сеанс был разделен на две части по 60 секунд с 20-секундным перерывом между ними. В итоге именно короткий и прерывистый массаж доставил участникам больше удовольствия.

Расходы ради экономии времени

Услуги клинера, няни, догситтера, доставка еды или такси далеко не всегда роскошь. Нередко они помогают сохранить время и нервы, а они дороже денег.

Если людям с финансовыми трудностями траты на впечатления не приносят много удовольствия, то расходы, позволяющие сэкономить время и силы, делают людей счастливее независимо от уровня доходов. Это касается жителей и развитых стран, и развивающихся.

Ученые объясняют это тем, что в современном мире, несмотря на научно-технические достижения, люди продолжают очень много работать. Например, в 2020 году среднестатистический россиянин провел на рабочем месте 1874 часа. Среднестатистический американец — 1767 часов. А, например, житель Южной Кореи — 1908 часов.

Россия в последние годы стабильно входит в пятерку стран по количеству рабочих часов на одного трудоспособного взрослого жителя. В 2018 этот показатель составил 1972 часа, а в 2017 — 1980 часов. Источник: data.oecd.org

Из-за этого, как считает Данн, люди постоянно ощущают нехватку времени и испытывают стресс. Это не только регулярно снижает их настроение, но и в долгосрочной перспективе может привести к развитию расстройств, например бессонницы.

Оплачивая услуги помощников, люди снимают с себя часть рутинных задач — и беспокойство из-за вечной нехватки времени снижается. Это улучшает настроение, помогает отдохнуть, заняться саморазвитием. И в долгосрочной перспективе усиливает чувство общего благополучия.

При этом даже если расходы на услуги, помогающие экономить время, не так велики, многие люди до сих пор считают их необязательными и ненужными. Данн предполагает, что это может быть связано с культурными и гендерными нормами. Так, во многих обществах до сих пор есть стойкое представление, что женщина должна самостоятельно вести хозяйство и полностью отвечать за воспитание детей. Даже если она при этом работает полный день.

Расходы на близких

Подарки членам семьи, ужины с друзьями, билеты для совместных походов на выставки и в кино — такие расходы помогают укрепить наши связи с другими людьми. И это делает полученный в результате опыт бесценным.

В 2008 году Данн вместе с коллегами попросила группу добровольцев рассказать, какую долю в их ежемесячном бюджете составляют персональные и просоциальные расходы. Персональные расходы — оплата счетов за коммуналку, проезда в транспорте, покупка еды и необязательных подарков для себя. Просоциальные — подарки другим людям, расходы на тех, кто важен, благотворительность. Кроме этого, участники исследования должны были оценить свой уровень счастья. И те, у кого в бюджете доля просоциальных расходов была выше, оказались счастливее. Личный уровень дохода на этот результат никак не влиял.

Похожие выводы есть и в других исследованиях. Ученые набрали группу студентов и выдали каждому по купюре в 5 $ или в 20 $. А потом случайным образом распределили задания: до конца дня часть студентов должна была потратить деньги исключительно на себя, а другая часть — на других. Вечером с помощью тестов ученые замерили у студентов уровень счастья. У тех, кто должен был купить что-то другим людям, он оказался выше.

Просоциальные расходы оказывают на нас такое сильное влияние, потому что люди — гиперсоциальные существа. Деньги — подходящий инструмент, чтобы укрепить социальные связи. Когда человек тратит их на друзей или романтических партнеров, то показывает им себя с лучшей стороны. Именно осознание этого в итоге улучшает настроение.

Саморазвитие

Курсы повышения квалификации или изучение нового языка, фитнес или сеансы у психолога — не так важно, какой путь саморазвития вы выбрали, в любом случае это требует серьезных усилий и нередко затрат.

Курсы нужно оплачивать, для занятий спортом как минимум покупать экипировку. Но все это окупится, когда человек увидит результат своих усилий. Недаром известный американский психолог Мартин Селигман называет такого рода занятия вознаграждающими. Они приносят чувство удовлетворения, позволяют гордиться собой, поверить в свои силы.

Эти безусловно позитивные эмоции тоже вполне могут быть устойчивы к гедонистической адаптации. Правда, придется приложить усилия: чтобы приносящий удовлетворение опыт не стал обыденностью, нужно делать его как можно более разнообразным. Это один из главных принципов модели предотвращения гедонистической адаптации, предложенной психологами Кенноном Шелдоном и Соней Любомирски.

В своих работах ученые приводят такой пример. Если человек впервые пробежал 10 километров, он будет гордиться собой. Это повысит его уровень счастья. Но если после этого он продолжит регулярно бегать по 10 километров, то привыкнет к этому и перестанет получать позитивные эмоции. Этого можно избежать, если всякий раз, бегая, этот человек будет немного менять условия: длительность дистанции, место пробежек.

Этот метод поможет сохранить удовольствие и от других занятий. Если в свободное время вы учитесь керамике, почаще ходите на мастер-классы разных мастеров. Если вяжете, постоянно осваивайте новые техники. И обязательно, советуют ученые, регулярно ставьте себе новые цели. Они должны быть не суперсложными, но и не слишком легкими. Тогда чувство удовлетворения от их достижения будет особенно сильным.

Источник: Тинькофф Журнал

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/JK6Hv

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх