Забытые славянские праздники

Славянская культура, богатая традициями и обычаями, на протяжении веков формировалась под влиянием сельского труда и верований в богов и духов-помощников или вредителей. Однако ключевую роль в жизни славян играла природа, определяющая ритм жизни, сезон работы и, разумеется, гуляния.
Славянский праздник Масленица (ранее Комоедица — день весеннего равноденствия, когда люди пекли блины и делали подношения богу Велесу) отмечается по сей день. В некоторых регионах еще сохраняется традиция праздновать Ивана Купала (день летнего равноденствия, позволяющий очистить свое тело и душу) или Колядки (зимнее торжество, связанное с привлечением удачи и благополучия в новом году). Однако многие обычаи, которые почитали наши предки, со временем забылись, а праздники исчезли или были заменены на церковные.
Велесов день
Велес — бог скота, богатства и мудрости; покровитель земледельцев, скотоводов, купцов и ремесленников — был одним из самых почитаемым у древних славян. В его честь в конце зимы отмечался Велесов день — символ пробуждения природы и прихода весны.
В этот день проводились обряды, направленные на умилостивление бога Велеса, защиту семьи и хозяйства, а также привлечение удачи в делах, особенно связанных с земледелием, животноводством и торговлей. Люди пели песни и проводили различные ритуалы — разжигали костры и совершали жертвоприношения (клали хлеб, мясо или молоко на домашние алтари; оставляли подношения в лесу или на берегу реки).
Празднование Велесова дня прекратилось с приходом на Русь христианства, когда он был заменен на День св. Власия — покровителя домашних и диких животных.
Ярилин день
День в честь бога солнца, плодородия и страсти отмечался в начале мая. Ярилин день символизировал не только начало весенних работ, но и был важным днем для проведения обрядов на любовь и замужество.
Молодые люди устраивали гуляния. Парни соревновались в ловкости и силе, а девушки вешали венки на ветви деревьев, прося Ярило о счастливой семейной жизни и помощи в поиске жениха. Вступить в брак в этот день считалось большой удачей. Вечером проводился обряд «похорон Ярилы» — соломенное чучело оставляли в поле или бросали в воду.
В церковной традиции Ярилин день был заменен на праздник, известный как, Никола Вешний или Летний — символ наступления теплой погоды.
Духов день и Русалии — Русальная неделя
Русалии — мистический славянский праздник, который отмечался в конце мая или начале июня, был посвящен духам и тесно связан с уважением ушедших предков. Считалось, что в это время стирается граница между миром живых и мертвых, а духи и русалки (рано ушедшие из жизни или ушедшие по своей воле люди) спокойно ходят по земле. Славяне верили, что существ можно задобрить, и тогда они будут покровительствовать дому и его хозяевам, приносить удачу и помогать в делах.
Люди считали, что русалки и духи выселяться вместе с ними, и оставляли для них подношения. Женщины устраивали пикники, где специально «кормили землю», рассыпая еду. А незамужние девушки, чтобы получить благословение, плели венки и бросали их в воду.
После заката нельзя было бродить по лесу или вдоль рек, чтобы случайно не встретиться с русалкой (хотя по поверью это сулило удачу) или блуждающим духом. Считалось, что ночь — это время, когда существа творят свои дела, а полезные или нет зависело от уважения к ним и правильности соблюдения традиций праздника.
Перунов день
Праздник в честь бога-громовержца Перуна отмечали в конце июля.
Мужчины-воины устраивали шествие с торжественными песнями, освящали свое оружие кровью жертвенного быка или петуха, после чего жрец надевал на их головы красные повязки. Также существовала традиция «обливания жертвы» — чаще специально выбранной молодой девушки. Считалось, что этот ритуал обеспечит стабильные дожди и предотвратит засуху.
С появлением христианства Перунов день был заменен на День св. Илии Пророка — покровителя благоприятной погоды и защитника от стихийных бедствий.
День Марены
Марена (Марана, Маржана и др.) — богиня смерти и зимы, поэтому праздник в ее честь отмечался в конце ноября – начале декабря, с приходом первых холодов. С этим днем также было связано поверье о жизненном цикле: после умирания природа перерождается и вновь оживает с приходом весны. Считалось, что Марена делает сны вещими, а снег наделяет целительной силой.
Славяне не боялись богиню, а почитали ее и старались продемонстрировать свое уважение. Для этого после заката люди шли на болота, где тушили горящие и тлеющие поленья в еще незамерзшей трясине. Ритуал символизировал не только приветствие зимы и благодарность за защиту и плодородие, которые дарила им природа, но и готовность когда-то спокойно принять и свою смерть.
Автор: Анастасия Федоренко