Вслед за Гулливером: разбираемся в человеческой природе

Вслед за Гулливером: разбираемся в человеческой природе

«Путешествия в некоторые отдаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей», часто сокращенно «Путешествия Гулливера» —  это фантастический сатирико-философский роман Джонатана Свифта, в котором остроумно и ярко высмеиваются общественные и человеческие пороки. Первое издание романа вышло в Лондоне в 1726 году. 

Роман был написан в эпоху Просвещения или Позднего Классицизма, когда жанр путешествия пользовался большой популярностью. Основными отличительными чертам произведений данного направления являются поучительный характер и внимание к деталям. 

«Путешествие Гулливера» является итогом размышлений Свифта о своем жизненном опыте и об эпохе, в которой он жил, и, конечно, о сущности человека. 

Во введении к своему роману Свифт пишет: «Все произведение, несомненно, дышит правдой, да и как могло быть иначе, если сам автор известен был такой правдивостью, что среди его соседей в Редрифе сложилась даже поговорка, когда случалось утверждать что-нибудь: это так же верно, как если бы это сказал мистер Гулливер». Из этого видно, что задача произведения состоит в раскрытии недостатков общества и самого человека. 

В  «Проблемах поэтики Достоевского» Бахтина, в особенностях жанра «Менипповой сатиры», обращается внимание на то, что задача фантастического сюжета заключается вовсе не в положительном воплощении правды. Данный сюжет нужен для того, чтобы найти правду, что возможно после ее испытания. Именно ради провоцирования философской идеи герои «странствуют по неведомым фантастическим странам, ставятся в исключительные жизненные ситуации». 

Мир, созданный Свифтом, абсолютно фантастичен. Единственным персонажем, который хоть немного отвечает критериям реальности, является Гулливер, чью человеческую природу провоцирует Свифт.

Лемюэль остаётся верным себе вне зависимости от обстоятельств. Людская природа различна в странах, куда попадает данный герой, но ни в Лилипутии, ни в Бробдингнеге путешественник не изменяется и «движется равномерно и прямолинейно», согласно одному из законов Ньютона. Несмотря на то, что общество даёт ему определённую окраску, он не подстраивается под него. Следовательно, Гулливер и воплощает ту правду, которую испытывает Свифт.  Лемьюэль — это не просто персонаж-путешественник, он — изображение контраста между искаженными человекоподобными существами и настоящим человеком, которым он должен являться. 

В данном романе Джонатана Свифта все относительно, начиная от «человеческой природы» Гулливера по отношению к аборигенам, до роста того же Гулливера по отношению к великанам или лилипутам. 

Сначала Гулливер в результате кораблекрушения оказывается у лилипутов, чья напыщенная и мелочная общественная жизнь невольно вызывает смех. По сравнению с ними Лемюэль выглядит справедливым, великодушным и благородным. Однако в данном романе все не делится на чёрное и белое: также показаны успехи в технике и искусстве, которых сумели добиться лилипуты. Например, в сцене погрузки, когда связанного Гулливера поднимают при помощи подъемных блоков, показывается не только ироничность ситуации, но также смелость маленьких человечков, с которой они берутся за решение непростых задач. 

Также важно обратить внимание на то, как описана лилипутская система образования. Она пропагандировала гармонию интеллектуального и физического развития, равенство полов и раннее приучение к самостоятельности, что отвечало наиболее прогрессивным представлениям об образовании эпохи Свифта. 

Таким образом, несмотря на то, что жителям Лилипутии удалось многого достигнуть в сфере технических инноваций или социальных аспектов, они опустились и измельчали в гражданском и нравственном отношении. 

После Лилипутии путешественник попадает к великанам Бробдингнега, которые в 12 раз больше обычного человека. Кажется, что они должны все делать правильно, что здесь «человеческой природой» все благополучно, ведь великанам все должно быть под силу, благодаря их росту.  

Их жизнь проста и патриархальна, правит ими мудрый король, который стремился создать идеальное общество для своих граждан. Сама мысль о существовании огнестрельного орудия, о котором они не знали, приводит их в ужас от безнравственности такого изобретения. 

Теперь на их фоне уже сам Гулливер смотрится мелочным и смешным. В особенности иронично выглядят его амбиции просветителя, после того, как его временным жилищем стала коробка, в которой он по случайности затем попадает домой. 

Однако, вопреки ожиданиям, «человеческая природа» гигантов не вызывает уважения. Свифт представляет нам великанов, лишенных величия, описывая разнообразные отталкивающие подробности: зловоние, грязь, запах пота, от которого практически задыхается Гулливер, когда дамы-великанши, развлекаясь, сажают его к себе за пазуху. Как заметил Гулливер: «неприглядно, грубо и уродливо человеческое величие, рассмотренное более крупным планом». 

В мире «благородных» великанов Гулливеру нет места, так как он слишком мал для всего вокруг: в любой рюмке или чашке можно запросто утонуть, и даже музыка, подходящая для гигантских ушей, кажется ему грохотом. 

Так, великанам удалось сохранить естественность и мудрость, но они являются пережитком прошлого, ведь современный человек, которого Темпл сравнивает с карликом, стоящим на плечах великанов, уже ушёл слишком далеко вперед. 

М. Левидов пишет о том, что Гулливер в Лиллипутии «велик, прекрасен, он герой, больше того — он живой человек!», а в Бробдингнеге — «жалкая фигурка, герой комических положений». 

Описывая сначала человеческую природу лилипутов, а затем великанов, Свифт сделал свой вывод о споре «древних и новых»: для него не существует идеала для подражания из прошлого, но и в будущем этого идеала не может быть. 

Идеала для писателя также не может быть и в науке, которую Свифт раскритиковал в третьей части «Приключений Гулливера», в которой мореплаватель попадает в страну Бальнибарби. Свифт разбил общеевропейскую идею совершенного государства, в котором власть сосредоточена в руках ученых, когда описывал летающий остров Лапуту, где правила «ученая элита». Гулливер с удивлением наблюдает за глупостью жителей, замаскированную под ученость. В ответ на прошения, отправленные народом в столицу на летающий остров своим правителям, люди получают бомбардировку. По мнению мудрецов, парящих над народом, вместо того, чтобы заниматься его проблемами, это решает все вопросы граждан.  

Единственным подобием идеала для Свифта в лице Гулливера стала лишь цивилизация Гуигнгнмов. Cамо слово «гуигнгнм» Гулливер перевел, как «венец творения». Данная цивилизация даже не является человеческой: ее представителями являются разумные лошади, которые ездят на еху, которые очень схожи с людьми, что достаточно  иронично. Гуигнгнмы не ведают о том, что такое власть, деньги и война, еху им полностью противопоставлены. Однако даже это место нельзя считать утопичным: общество расслоено и не существует возможности изменить свое положение, жестокое угнетение еху. Помимо этого, они не знают ни радостей любви, ни родительской нежности. 

Главного героя изгоняют за схожесть с обезьяноподобными дикарями, питающимися падалью. Они, лишенные способности любить и делиться, ненавидят друг друга и собирают блестящие камешки, что является пародией на страсть человека к драгоценностям и деньгам. Постепенно их общество становится невыносимо Гулливеру.  

Среди разумных лошадей ходила легенда о том, что первые еху, приехавшие из-за океана были обычными людьми и ничем не отличались от Гулливера. 

Подобное сравнение еху с человеком привело к тому, что Свифта обвиняли в мизантропии. Однако Гессе считал, что Свифта нельзя критиковать за его жестокую оценку человечества, потому что любовь к человеку не должна превышать истины. 

Cвифт допустил, что создание идеального человечного общества возможно, но лишь в том случае, если людей избавить ото всех качеств, присущих человеку и превратить в лошадей. Данное убеждение напрямую связано с одной из самых знаменитых фраз Свифта: «Чем больше знаю я людей, тем больше я люблю животных». Такое следствие закономерно для Свифта, хорошо разбирающегося в человеческой природе. 

Свифт, проведя своего героя через множество стран и множество «человеческих природ», писатель показал, что слабый и несовершенный человек считает себя высшим существом, в то время, как он не только не может быть всезнающим, но рискует опуститься до уровня животного. 

В жизни и творчестве Свифта большую роль играют оппозиции. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемьэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» не исключение.  

С одной стороны, его неутешительное мнение о людях и их природе повергает в шок, с другой- остроумие автора, а также его литературное мастерство вызывают восхищение.

«Они являются самыми грязными, гнусными и безобразными животными, каких когда-либо производила природа»,-так Свифт описывал еху, но также он думал и о людях. Это и есть человеческая природа глазами Свифта, которая отражается как в его жизни, так и в его творчестве.

Главный герой является своеобразным наблюдателем со стороны. Вместе с ним читатель понимает, что человеку необходимо оставаться человеком, не погружаясь в пороки, которые постепенно превращают личность в дикаря. 

Свифт не только обвиняет человека во всех возможных грехах, от глупости до жестокости, но также писатель предлагает возможность исправления, которая заключается в последовательном отказе от пороков невежества.

Автор: Андронова Иоланта

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/lR9RQ

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх