Стиль советской архитектуры | Умная Россия

Стиль советской архитектуры

Стиль ар-деко появился в 1920–30-е годы. Это одновременно декоративный и тонкий, но при этом монументальный стиль. Во многих странах Европы ар-деко давно изучено, что нельзя было сказать про СССР. В 20-30-е года главным лозунгом в советском строительстве было: «Догнать и перегнать». Ведь главным конкурентом тогда была Америка и Германия.

Советское ар-деко — это попытка вписать советскую архитектуру в глобальный контекст. Само название ар-деко расшифровывается как «ар» – искусство, «деко» – декоратив, то есть «искусство украшать». Отличительные черты ар-деко — это геометрические узоры, тема этнических мотивов, ребристый стиль и использование дорогих материалов.

С 1933 года по 1936 вся страна застраивалась жилыми домами, кинотеатрами, культурными домами в новом и необычном экстравагантном стиле, которые отличались от сталинского ампира и перенимали примеры западного ар-деко. Что это за стиль и как отличить советский вариант ар-деко от иностранного? Для этого обратимся к примерам:

Военная академия им. Фрунзе

В первой половине 1930-х архитекторы стремились к монументальности в своих работах, подчеркивая силу и непоколебимость сооружений – заказчиками были гос. корпорации и коммерческие компании. Куб, как самая устойчивая фигура в строительстве, символизирующий умиротворение и порядок, стал основной архитектурной конструкцией. Стороны куба находились на стенах, играя роль оконных проемов и декораций. Одним из самых ярких примеров тоталитарной архитектуры считается здание академии Фрунзе, построенное Рудневым в 1932 году. Здание академии – огромный параллелепипед, рассеченный на множество оконных клеток. Главной задачей советской архитектуры было сохранение многофункциональности и сложности наружного вида. Квадры, кессоны здания напоминают замерших солдат: все они одинаковые, с ружьями, идеально построенные. Здание военной академии было построено в стиле стилевого параллелизма.

Дворец Советов

В 1931 году в Америке был построен рекордной высоты небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота составляла 383м. И ответом этому гиганту стал Дворец Советов. Однако это здание было мифом, это была всего лишь мечта архитектурной общественности, которая не была воплощена в реальность. Рубежом для развития архитектуры СССР стал конкурс на главное здание страны – Дворец Советов. Итоги этого конкурса были объявлены в 1932 году. Победителем оказался архитектор Борис Иофан. Однако спустя чертеж здания значительно изменился. Теперь задачей было построить небоскреб, который будет лучше и выше американского Эмпайр-стейт-билдинга. Здание планировали построить в ребристом стиле, который является одним из вариантов, приемов ар-деко. Такой стиль позволял быстро построить многоэтажное здание.

Первый дом Ленсовета

Дом Ленинградского совета в 1935 году отходил от стиля раздражающих многих «домов-коробок» и соответствовал примеру комфортного социалистического жилища. В строении дома Ленсовета можно обнаружить развитие формы дома Наркомфина в Москве: схожесть заключается в необычной вытянутости здания, изгибающегося по форме, текущей позади реки. Однако дом на Карповке и его причудливо вогнутая линия фасада, строение балконов и окон похожи на массивный берлинский «дом-подкову». Однако острота углов, стоящие поодаль дома лестницы вызывали ассоциации с корабельным искусством. Такие приемы построения выходили за рамки строгих форм конструктивистского стиля. При этом продуманность деталей, использование дорогих и качественных материалов, по типу натурального камня, не могли встать в один ряд с прошлым авангардом.

Баня №4 Дзержинского райкомхоза

Архитектура 30-х годов была противоположностью неустойчивому и динамичному конструктивизму. Здания больше не походили на «избушки на ножках», они будто произрастали из почвы и вырастали в массивные монолиты. Поэтому окна и проемы для дверей больше не могли свободно «разрезать» стену вдоль и поперек. Здания стали давить своей массой, а окна будто непосильным трудом были вырезаны на стенах мощных сооружений. Такое впечатление создавалось благодаря ступенчатым порталам (как в средневековых храмах). Расположение окон и их глубина схожи с окнами кинотеатра, а само здание чем-то напоминает экран. Можно обратить внимание и на то, что здание напоминает вавилонские ворота, а форма фасада состоит из маленьких копий входа в виде рамок витражей.

Автор: Мария Цыганкова

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/NERtu

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх