Социальное предпринимательство в России | Умная Россия

Социальное предпринимательство в России

С каждым годом социальных предпринимателей становится все больше и больше. Эта ниша для бизнеса весьма перспективна. Она вовлекает слабо защищенные социальные слои посредством развития платежеспособного спроса и создает новые объекты экономической инфраструктуры. 

По данным агентства стратегических инициатив в Соединенных Штатах Америки 140 тысяч социальных предприятий, в Европе социальным предпринимательством занимается 25% бизнесменов. В России, к сожалению, из-за отсутствия регулирования и неэффективного продвижения деятельности, развитие данного сегмента не отличается успехом и только 1 % предпринимателей заинтересованы в решении проблем общества. 

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство – это вид бизнес-деятельности, приоритетной целью которого стало решение социальных проблем. Данный вид предпринимательства отличается от благотворительности способностью самоокупаться и даже приносить прибыль.

Предприниматели ориентируются на общественно-значимые проблемы и влияют на многие сферы жизни людей. Как правило, бизнесмен – коммерчески подкованный, независимый и самостоятельный субъект, который осуществляет добровольческую деятельность с опорой на собственный капитал. 

Ведущими принципами социального предпринимательства принято считать наличие новых решений урегулирования проблем социума, тиражируемость, самоокупаемость и получение прибыли. Основная особенность – это достижение благополучия жизни общества.

Направления социального предпринимательства

  1. Решение экологических проблем 
  2. Помощь людям, оказавшимся в сложной ситуации
  3. Услуги для малообеспеченных граждан
  4. Поддержка малого бизнеса
  5. Юридическая, педагогическая или психологическая помощь
  6. Трудоустройство безработных
  7. Сельскохозяйственная деятельность
  8. Организация деятельности и помощь лицам с ограниченными возможностями
  9. Организация и развитие полезного досуга
  10. Реабилитация после психологических травм

Как запустить социальный бизнес?

Запуск социального бизнеса требует серьезной подготовки и планомерности действий. В самом начале пути важно определиться с целью предполагаемой деятельности. Основной фундамент – это идейность и желание изменить текущее положение какой-либо социальной проблемы. Важно выделить ту сферу, которая вызывает сильный отклик и желание действовать.

Определение миссии предприятия – важный пункт, который нельзя упускать в процессе планирования. Подумайте над тем, что и для кого хотите изменить за счет своей деятельности. Согласно миссии, обозначьте идею компании. Так Вы решите вопрос том, как организовать окупаемость предприятия.

Прежде чем приступать к действию, нужно грамотно собрать всю информацию о возможности самореализации. Изучите опыт предприятий, посетите торговые выставки и тематические конференции, пообщайтесь с целевой аудиторией, а только потом приступайте к бизнес-плану.

Выполнив предыдущие 4 шага, Вы уже точно будете знать, чего хотите достичь, поэтому составить бизнес-план будет не так сложно. Нужно лишь изложить основные принципы и особенности будущей деятельности. Устойчивая бизнес-модель и продуманный план достижения социального воздействия – залог успеха.

Трезво оценив свои возможности, определите нужно ли Вам привлекать финансирование. Зачастую, социальные предприятия обращаются за поддержкой в финансировании к крупному бизнесу, государству и в специализированные фонды. Формой поддержки могут быть беспроцентные займы, гранты или финансирование за участие в государственных программах.

Многое зависит от состава команды. Решите, с какими партнерами будете работать и каких сотрудников возьмете в штат. Найдите людей, на которых можно положиться и доверить часть обязанностей. Когда деятельность будет грамотно структуризирована, Вы сможете уделить должное внимание вопросам развития бизнеса.

Если представить потребителю недоработанный продукт или услугу, Вы можете потерять его доверие. Чтобы предотвратить негативные последствия, перед запуском деятельности компании финализируйте продукт, доведите его до совершенства и тщательно проработайте концепцию. 

Успех запуска компании напрямую зависитот раскрутки. Для этого Вы можете смело обращаться в СМИ, использовать социальные сети и другие средства продвижения. Если Ваше дело имеет благородные и цели и действительно может изменить жизни людей к лучшему, оно уже достойно на существование и огласку.

Любой бизнес требует постоянного развития. Основные ориентиры социального предпринимателя – профессиональный рост и больший охват благополучателей.

Социальное предпринимательство в России

В России это направление только начинает развиваться. Мы предлагаем Вашему вниманию несколько удачных примеров того, как сочетается благодетель и коммерческая жилка.  

Василий Савостин – это человек с 10-тилетним стажем работы в гражданской авиации, который не задумывался о серьезных социальных проблемах до определенного момента. В 2016 году у него родился ребенок, который появился на свет раньше срока. Как правило, такие дети имеют ослабленную иммунную систему. Вот тогда и встал вопрос об укреплении здоровья грудничка с помощью плавания. 

Такой подход к здоровью малыша породил идею создания собственного клуба плавания для грудничков «Белый медвежонок». Сначала потребительский кредит, затем аренда и ремонт помещения и в 2017 году клуб уже был открыт. После открытия клуба за год было проведено более 2500 занятий по 15 человек в группе.

Петербургская сеть благотворительный магазинов «Спасибо!» предлагает горожанам бесплатно отдать ненужную одежду в поддержку нуждающихся. Одна ее часть передается в благотворительные центры, все остальное продают в магазинах, а прибыль переводят партнерским социальным организациям. Так грамотно организованный бизнес помогает бездомным людям, обеспечивает лечением онкобольных и др. 

Образ жизни сегодня очень сильно сказывается на состоянии здоровья. Ни для кого не секрет, что слабовидящие люди имеют повышенную чувствительность и, зачастую, становятся хорошими специалистами в сфере массажа. Совместив два этих явления, Рада Фаттахова со своей мамой открыла в Благовещенске кабинет слепого массажа «Рада» по программе социального предпринимательства. Так проект показал общественности профессионализм незрячих мастеров и обеспечил им рабочие места.

0

Редактор журнала Умная Россия. По всем вопросам: news@cleverrussia.ru

Наверх