Работа художника-преподавателя – делится Вера Ермак
Приветствую! Моя работа – творчество в прямом смысле, я рисующий художник-преподаватель. Однако еще лет пять назад – я была журналистом\редактором в паре журналов московской медиа-группы “Актион”, затем рисование все же победило. Сейчас у меня статус самозанятой и достаточно стабильный заработок, но так было не всегда.
Проблемы, с которыми сталкивалась, наверное, общие для тех, чьим заработком становится творчество. В первую очередь угнетало то, что не было понимания и поддержки со стороны самого близкого человека – а ведь это неимоверно важно для тех, кто пробует что-то для себя новое, не зная, что получится в итоге. Меня достаточно часто упрекал муж в том, что я занимаюсь непонятно чем, и это непонятно что отнимает слишком много времени и требует неоправданных финансовых трат (просто посмотрите, сколько стоят профессиональные акварельные краски и хорошая бумага), что мой график работы нестабилен, в отличие от привычного распорядка тех, кто работает пять дней в офисе и два дня отдыхает, что все это не приносит денег и вряд ли когда-то принесет, потому что кому оно нужно. Возможно, на все это наложились еще сложности пандемийного времени, но иногда было очень непросто. Даже среди друзей находились те, кто говорил – ээй, ты с ума не сошла ли, тебе давно за сорок, и в активе уже есть вполне нормальная профессия, ты журналист с десятком лет опыта, тоже ведь творчество, что тебе не так, ты что, зря “вышку” получала, куда ты лезешь в какие-то там художники, опомнись! Но я хотела рисовать. И практически спасалась в ежедневном рисовании от всеобщего непонимания. Это действительно спасало. Даже тогда, когда казалось, что тебя все бросили – у меня оставалась акварель, послушно стелющаяся по бумаге, и мир, который я могла создать в альбоме сама…
Еще одной проблемой стало отсутствие профессионального художественного образования. Да, я много всего изучала сама – смотрела программы профильных учебных заведений, шла в список учебной литературы и изучала то, что касается рисования, самостоятельно. Потому что заочно на художников не учат. Заочно можно стать только преподавателем по ИЗО, но в учебной программе переподготовки основное место уделяется правилам работы с ФГОС, педагогике, работе с группами учеников, а не собственно рисованию. Это было не совсем то, что я хотела. Однако где-то в подкорке все равно сидело, что “без бумажки ты букашка”. Впрочем, наверное, это было проблемой только для меня – за все время ни один из моих заказчиков у меня ни разу не спросил, что, где и когда я заканчивала – им было достаточного уровня тех работ, что они видели в моих группах в социальных сетях. Окончательно “комплекс самозванца” был повержен, когда меня приняли в Профессиональный союз художников и в Ассоциацию художников ботанического искусства – одной из моих специализаций была ботаническая живопись. К тому времени я уже иллюстрировала книги и сотрудничала с разными дизайнерами авторских схем вышивки крестиком, предоставляя им права на использование моих работ в качестве основы для создания схем вышивки. Много денег это все еще не приносило, но заставляло поверить в то, что и творчеством тоже можно заработать на жизнь.
Первые ученики пришли ко мне сами со словами “хочу научиться так же, как рисуете вы”. Так я стала преподавателем. С самим процессом преподавания сначала сложностей не возникло – ученик выбирал сюжет, который бы он хотел передать на бумаге, и я рассказывала, что и как сделала бы сама, если бы его рисовала. Однако в дальнейшем стало все больше и больше приходить тех, кому требовались углубленные знания, кто хотел бы изучить основы – а для них были необходимы знания по рисованию базовых геометрических форм. Казалось бы, в чем проблема – вооружайся книгой “Основы академического рисунка” и подобными ей, и рассказывай все, что нужно. Вот только где взять столько времени и мне и тем, кто приходит на занятия? Потому что та же “Основы академического рисунка” – это книжища формата старинной Библии, и написанная очень, очень тяжелым языком. Там прекрасный иллюстративный материал, однако для того, чтобы ее читать и усвоить – нужно постигнуть дзен на уровне тибетского гуру как минимум.
Но у меня был козырь в рукаве – опыт журналистики, в которой как раз чаще всего приходится объяснять сложные вещи простыми словами. И это сработало.
Сначала я обучала только очно, у себя в домашней студии. Однако начали появляться ученики и из других городов. Я пока не очень понимала сама, как можно обучать рисовать на расстоянии, так как нужно, чтобы и ученик видел тебя, и ты видела то, что человек рисует. В итоге решение нашлось – мы созванивались по двум мессенджерам одновременно, например, по скайпу и телеграму, и в одном мессенджере я видела рабочий стол ученика и его работу, в другом – ученик видел меня или окно программы с референсом, на котором я курсором что-то показывала. Сейчас у меня на холодильнике висит скретч-карта мира, такой пользуются путешественники, отмечая страны, которые они посетили. Я на ней отмечаю страны, в которых у меня живут ученики и заказчики – вместе с Россией их уже 14.
Дополнительные сложности появились после февральских событий. Мне с огромной болью в сердце пришлось перестать вести аккаунт инстаграме (запрещен в РФ), где к тому времени было уже около 14 тысяч подписчиков, и фейсбуке (запрещен в РФ), потому что тяжело было каждый раз заходить в эти соцсети с VPN, который еще и работал через раз и не всегда даже пост можно было разместить. Осталась только группа Вконтакте, хотя, конечно, это не то, что было раньше. Поскольку пропала возможность принимать оплату из-за рубежа, ушли ученицы из США, Германии, Швеции, Польши и Бельгии. Зарубежных учеников осталось лишь несколько – в основном те, кто имеют русских родственников, которые перечисляют средства за занятия через русские банки. Помню, было очень обидно за девушку из Мексики – как раз в двадцатых числах февраля договорились с ней о дате начала занятий, и потом выяснилось, что ни один банк ее города не готов работать с Россией, так как опасается санкций со стороны США. Эх, я так надеялась, что смогу пополнить список стран на той самой карте… но увы.
Место зарубежных учеников заняли русские – но не сразу, на некоторое время семейный бюджет несколько просел. К тому времени мой брак распался и финансово поддерживать меня было некому. К счастью, чуть позже все выровнялось. Но тут начали действовать санкции – и резко поползли вверх цены на арт-материалы, а некоторые начали просто пропадать. Я покупала все, что мне было нужно для рисования в каких-то маленьких магазинах канцтоваров, где все это было особо не востребовано и лежало еще по старым ценам, находила еще не успевшие подорожать импортные краски и бумагу на маркетплейсах. В общем, запасов теперь у меня лет на несколько на всякий случай. Правда, потом те самые стремительно взлетевшие в стоимости краски и бумага постепенно пришли в норму, а некоторые даже подешевели. Но ведь могли и подорожать, правда? Или вовсе исчезнуть, такое тоже было…
Еще одна сложность – случись что, меня некому заменить. Самозанятость – такая штука, когда ты сам себе криэйтор – секретарь – бухгалтер – SMMщик – домохозяйка. Практически физик-ядерщик с функциями дворника с аниматором и подработкой в качестве хирурга, если так можно выразиться. Но здесь я пока не знаю, что придумать. Ну, или просто надеюсь, что само как-то образуется. Вот, в августе мы всей семьей (у меня двое детей) заболели ковидом. Я отменила часть уроков, когда было совсем тяжело, и еще часть перенесла в онлайн – и выпала из обычного рабочего процесса всего на неделю. Финансы в августе тоже просели на четверть, но тут форс-мажор, что поделать…
Вообще поступление финансов очень зависит от времени года. Летом обычно все разъезжаются в отпуска, а в августе у многих в приоритете подготовка к школе, а не рисование. Под новый год тоже все празднуют, но тут 50\50. Есть и те, кто, наоборот, говорит – а давайте побольше позанимаемся, пока возможность есть. То есть, стабильность, конечно, это сейчас не про меня. Но знаете что? Я все равно счастлива, потому что занимаюсь любимым делом.
Автор: Вера Ермак