Возможна ли отмена ЕГЭ? Кому это нужно? | Умная Россия

Пройдите с нами… на экзамен. Возможна ли отмена ЕГЭ?

Декабрьское сочинение давно позади. Уже в феврале нынешние одиннадцатиклассники должны будут решить, какие предметы они собираются сдавать летом на ЕГЭ в 2019 году. Содержание «госа» для старшеклассников  усложняется с каждым годом. Дело в том, что экзамен делается профильным и ориентированным только на «своих»: не просто технарей и гуманитариев, а программистов, филологов, географов, химиков… Однако такое разделение противоречит важному законопроекту об образовании, который был принят властями почти 10 лет назад – в 2012 году. Но делает ли этот факт отмену ЕГЭ реальнее?

За 10 лет помимо групп «Ответы на ЕГЭ» появились и такие форумы, как «Поступашки» или «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» с профилями. «Нужно ботать» – одна из самых популярных реплик в этих группах. Этот глагол образовался при слиянии слов «работать» и «ботаник». Видимо, только натаскиванием и глубоким погружением в материал реально сдать современные экзамены и поступить в престижный вуз. Сейчас несколько сам ЕГЭ, а сколько подготовка к нему стала сильнейшем стрессом для детей и их семьи. Есть обходной путь – олимпиады разных уровней. Но победа даже во ВсОШ не всегда гарантирует зачисление без вступительных испытаний, потому что олимпиады тоже необходимо подтверждать хорошо сданным единым госэкзаменом.

Фото: pixabay/F1Digitals

Таким образом, ЕГЭ кажется общей гребенкой, под которую хотят причесать всех, так как критерии содержания КИМ должны сделать проверку понятнее и проще, как для экспертов, так и для выпускников. Однако на деле этого не происходит. Об этом рассуждают на форумах старшеклассники, не понимающие «попадают» они в критерии или нет. Ведь за «холостой» с намёками или «промах» снимают драгоценные баллы.

«Майские указы» – мимо кассы

Год от года сдача ЕГЭ становится похожей на гонку за высокими баллами, которые гарантируют прохождение на бюджет. Отметим, что места ежегодно урезают, особенно на гуманитарные специальности. Балл выше среднего дают в основном безошибочно решенные задания части А (самой простой), части В и заданий повышенного уровня сложности – части С. Или по-другому части с развернутым ответом, с которой чаще всего идут на апелляцию. Именно к ней и прилагаются критерии оценивания для экспертов. Но это касается профильных экзаменов. Однако никто не берет в расчет тот факт, что эта «специализация» «спорит» с Законом об образовании, принятым 29.12.2012, в котором наши учебные заведения имеют пометку СОШ.

В нём не прописаны условия для лицеистов, гимназистов… или учеников закрытых учебных центров. Если обратиться к статье №66, то можно сделать вывод, что углубленный уровень может быть введен по усмотрению школы. Но Единый госэкзамен предусматривает профильную подготовку. А на экзамене по профилю математика предусмотрены даже задачи олимпиадного уровня. Потом ещё родители жалуются, что репетиторов нанимать нужно, приговаривая: «А вот в наше время мы никому не платили и поступали…». Тут придется мне вставить: «Раньше программа была одинаковой по всему Союзу, а у нас кто что хочет, тот то и воротит…». От учеников это никак не зависит.

По принципу Шарикова: взять всё и поделить

Единый госэкзамен раскололся в 2015 году. Тогда злосчастную математику, которая была в перечне обязательных предметов разделили на профиль и базу. Так детям, которые планировали идти на технические специальности потребовался углубленный уровень, а другим для получения аттестата нужно было решить лишь 20 легких заданий, проверяющих основные арифметические навыки. Поэтому жизнь гуманитариев стала проще: не нужно напрягаться из-за сложных задач из части С, однако людям желающим поступать на матмех или экономфак, стало значительно труднее сдать экзамен на высокий балл. Результаты не радуют даже сейчас – спустя три года.

Баллы по профильной математике в за последнее время сильно понизились, если сравнивать до ввода базы. Однако только 2018 году удалось добить балл выше 49. Ранее рекорд был 48 – 2014 год. Также по статистике ФИПИ не сдали в 2018 году профиль 7%, а в 2014 таких людей не было вообще.

В Рособрнадзоре достижением 2018 года гордятся: мол баллы выросли. Поглядите! Также хвастаются и приемные комиссии вузов. Например, в СПбГУ средний балл бюджетников составил 91,7. А вот число учеников, набравших «сотку» по тому же профилю уменьшилось с 301 (по данным 2016 года) до 145 в прошлом году – шаг вперед, два назад?

Источник: официальное сообщество СПбГУ в ВКонтакте

Возникают трудности при пересчёте действительных баллов (первичных) в тестовые по стобалльной шкале. Так допустим 32 первичных балла эквивалентны 100 баллам вторичным или тестовым. И где-то за один первичный могут снимать по 1, по 2 или по 3, а где-то по 4 по другой шкале. Во всех предметах – всё разное. Президенту писали старшеклассники, чтобы приравняли шкалу перевода. Но как всегда все разводят руками. К тому же на профиле по математике, есть «право на ошибку». Это значит, что за минус одни первичный балл, вторичные остаются не тронутыми. Однако это действует только на этом экзамене.

А снимают порой по больной голове, как говорится. Не написал по клише – минус балл. Предложил свой способ решения – минус балл… Так и теряются талантливые дети в шаблонах. Потом вузы жалуются, мол что-то глупых студентов набрали.

На чьей стороне правда?

Вернемся к Закону об образовании, который был подписан шесть лет тому назад. Почему предметников на подпись взять невозможно?

В конце прошлого века, после перостройки у нас в стране появилось множество ГБОУ: гимназий, лицеев, а также частных и даже закрытых школ, открывающих своих двери только для одаренных детей. Очумелые родители даже отстаивали километровые очереди, чтобы отправить свое чадо в престижное учебное заведение. Возникла проблема: их открылось очень много, намного больше чем действительно талантливой молодежи.

Однако для мамочек учёба в профильной школе была гарантом поступления в вуз. Исходя из этого во ФГОСе от 2004 года был сформулирован регламент, относительно которого углубленно должны были бы изучаться все предметы. Плюс существовала практика, когда для поступления в высшее учебное заведение требовались занятия с преподавателями. Это связано с разными предпочтениями у приемных комиссий. В СПбГУ – одно, в МГУ – другое… Таким образом, связующим звеном между учеником и вузом был преподаватель, знающий секреты успеха на ДВИ.

Результат был предсказуем: приемные требования росли год от года. Расцвело репетиторство. Не думайте, что дети стали ленивее или глупее – нет. Это не занятия с детьми, которые не могут освоить школьную программу, это та самая профализация. Раньше в советское время считалось, что репетиторы нужны только тем, кто отставал от класса – сейчас другая система. И это, вынуждена сказать, «золотая жила», к которой пристают все кому не лень.

Единый госэкзамен 2009 года переломил «жилки». Доходы ушли от вузовских преподавателей, потому что те уже были не в состоянии поднять сложившуюся систему.

Но машина ЕГЭ лишь разгонялась. В ИРСО (бывшим ФИПИ) разработали стратегию ухода от профильного обучения. Все есть: начальное, основное, полное среднее образование… Все висит на утверждении. Документы должны были переписывать раз в 5 лет.

К сожалению, их так и не ввели в оборот. А об отмене ЕГЭ, о которой говорят обозлённые преподаватели, всё дальше уходит в мечты одиннадцатиклассников. К тому же нынешний ЕГЭ – это прекрасная экономия для страны. Смотрите, не нужно переподготавливать педагогов, оснащать школы литературой, оборудованием. Всё давно прописано – но… денег у нас нет. Даже на образование.

Очень огорчает и факт подушного финансирования школ. Директора быстро это раскусили, увы. Учителей меньше, а учеников – больше. До 40 человек в классе! И как учитель, работающий на две ставки будет заниматься личностным развитием каждого ребенка? Готовить к ЕГЭ, если он работает в старших классах? А КИМы усложняются с каждым годом. Баллы продолжают расти. Но почему?

Для сложных заданий, уровня 1 курса требуются вузовские преподаватели. Так они и вернули себе дополнительные источники дохода. Ведь с экспертом ЕГЭ ты не решишь задачку из ВсСОШ по математике, верно? Так начала трещать по швам норма из-за профлизации. Так ЕГЭ становится не показателем того, освоил ли выпускник школьную программу или нет. Это показатель того, сколько денег в него вложили и сколько часов на «дрессировку» он потратил. Профильный ЕГЭ редко кто сдает на 100 баллов без услуг репетитора. Это везучие единицы.

Фото: pixabay/libellule789

Чем выше профализация, тем выше спрос на репетиторов. Удивительно, как растет количество курсов по подготовке к ЕГЭ, а с ними и цены. В Петербурге подготовка обойдется вам как минимум в две тысячи рублей за академический час у преподавателя. Вот вам и эра платного образования. К тому же высокими баллами редкого кого удивишь. Бывает и 300 баллов – это мало, а бюджетные места сокращают. Поэтому ни один репетитор не может гарантировать бесплатное обучение в вузе.

А потому об отмене ЕГЭ можно лишь мечтать. Пока процветает коммерция, и нарушается закон, то о здравомыслии речь идти не может.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/uBztj

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх