Профессия гример – делится Ольга Костенецкая

Профессия гример – делится Ольга Костенецкая

Ольга Костенецкая уже больше 9 лет занимается таким необычным творческим делом как грим, работает в Мариинском театре, создает необычные фантастические образы для фото и видео контента, изменяя лица и тела людей совершенно невероятным образом, а также делится своими знаниями и опытом качестве спикера на мастер классах. Мы решили узнать нюансы такой загадочной профессии и заглянуть закулисье глазами гримера.

Как появилась идея стать гримером, это давняя мечта?

Конкретной мечты быть гримером и тем более пластическим гримером не было ни в раннем детстве, ни в школе, но я обожала кино и искусство и почему-то подсознательно была уверена, что буду работать в этой сфере. Я думаю, во многом любовь к этому привили родители, у нас всегда было дома большое количество книг по искусству и плюс я всегда неплохо рисовала. В итоге я закончила университет по специальности Культурология, а работала в первое время в офисе, создавая туристические маршруты и отправляя туристов в теплые страны, продолжая думать о том, как бы уйти в сферу искусства. И так как навык рисования остался, захотелось его развить и даже больше – превратить в профессию. Я обратила внимания на макияж, недолго думая закончила школу макияжа и у меня сразу появились первые клиенты, макияж давался довольно легко. Но хотелось большего, я постоянно участвовала в творческих проектах и уже через какое-то время стала обучаться креативному макияжу и азам грима в разных школах, на мастер-классах и индивидуально у мастеров.

В итоге как стала именно гримером?

Поначалу как гример я себя не позиционировала, была визажистом. Но как-то на Хэллоуин решила сделать несколько образов. Я на один день переименовала свою группу в ВК из «Макияж СПб» в «Грим на Хэллоуин» и за первые несколько часов после этого посыпались звонки и у меня уже весь день Хэллоуина был забит клиентами (вот такая нехитрая реклама) В итоге я сделала несколько сказочных и несколько страшных образов. При этом у клиентов, когда они видели результат своего преображения было столько эмоций! Кто-то себя пугался, кто-то смеялся до слез, но равнодушных точно не было. Да и весь этот процесс грима был таким зарядом энергии и для меня, и для клиентов, уходили все в отличном настроении. Конечно, это были первые сырые опыты и сейчас я эти работы стараюсь не пересматривать)) Но именно тогда, уловив эти эмоции я поняла – так, я хочу заниматься именно этим! Не просто макияжем, а создавать что-то необычное, невероятное, создавать персонажей.

Как появился Мариинский театр в жизни?

Про работу театральным гримером я конечно мечтала, но не очень понимала, как можно попасть в театр. Абсолютно случайно встретила знакомую девушку-визажиста, которая, как оказалось, на тот момент работала в одном из театров Петербурга, она сказала, что им срочно требуется гример на массовку. Я конечно была в восторге от этой новости и сразу сказала, что хочу попробовать, тем более меня обещали ввести в курс дела. Так я первый раз попала за кулисы театра и узнала нюансы гримерного дела именно в театре от и до, постажировалась там какое-то время. Параллельно я узнала про вакансию на подобное место в Мариинском театре и долго выбирать не пришлось, я показала в Мариинке свои работы, рассказала о пройденных курсах и меня сразу взяли. Началась абсолютно новая жизнь, т.к. театр забирает очень много времени, но и дает очень много. Поначалу работала с артистами миманса, сейчас с солистами балета.

Ты театральный гример, но также пластический гример, в чем разница?

В театре в основном делаем грим так называемым живописным способом, то есть рисуем на лице с помощью грима (специальные краски на жировой основе с цветным пигментом), все изменения лица происходят с помощью использования света и тени, а также цветовых акцентов. Большой объём работы в театре – это работа с париками, особенно это касается исторических париков, их нужно готовить к каждому спектаклю! Пластический же гример – это мастер который работает с объёмом, создает объёмные детали, накладки на лице или теле при помощи определенных материалов и средств, обычно, это силикон, латекс или пеналатекс. Эти накладки потом фиксируются на коже с помощью клея. Пластический грим – отдельная очень обширная сфера, которая связана со скульптурой и требует специального обучения, глобальной подготовки и колоссального опыта.

Пластический грим шел параллельно с развитием в театре?

Пластический грим появился не сразу, но я была очарована им и особенно после того как увидела американское шоу Face Off. В этом шоу мастера грима, соревнуясь друг с другом, создавали с нуля фантастические образы на заданную тему, это был как будто другой мир, я мечтала научиться делать подобное, но никак не решалась пойти на такой курс. За меня опять все решил случай. У солиста балета из нашего театра Юрия Смекалова появилась идея организовать обучение пластическому гриму для мастеров из нашего театра с целью использовать эти навыки потом при работе в театре. Он предложил эту идею мне и моей коллеге, я была очень рада и естественно не думая согласилась! Причем за время обучения у меня уже появилось несколько частных заказов на создание масок для сьемок, а один ответственный заказ – создание экспоната для выставки. Это была скульптура инопланетянина из силикона для выставки блогера Елены Шейдлиной, связанной с космосом и ее творчеством. На тот момент это потребовало от меня невероятных физических и эмоциональных сил. Ведь пластический грим – это сложный процесс проходящий в несколько этапов: снятие слепка с лица актера, создание гипсовой копии, создание скульптуры образа на этой копии, отливка негатива и позитива – все это сопряжено еще с использованием большого количества материалов и средств. Вот так чтобы появился маленький накладной нос, например, требуется большое количество времени и работы.

Твое сотрудничество с известной художницей и блогером Еленой Шейдлиной – особая сфера твоей творческой жизни, ваши образы – это смесь сюрреализма и особой эстетики, как пришла к этому?

В образах с Леной очень часто я как раз использую пластический грим. Когда мы с ней начинали сотрудничество, то мастеров, имеющих подобный навык было не так много. Ей было комфортно со мной работать, и мы стали работать на постоянной основе. Я рада, что в этом союзе получилось немало красивых запоминающихся работ, которые часто мелькают в сети на разных площадках. Образы были как просто для ее блога, так и для рекламы и видео контента, какие-то из работ стали NFT проектами. Всегда с огромным вдохновением сотрудничаю с Леной, тк ее образы наполнены не только необычной эстетикой, но и особым смыслом, метафорами и очень поэтичны.

В чем на твой взгляд основная задача гримера? В чем фишка успешного мастера?

Мне кажется, мастер по гриму должен не только качественно и аккуратно сделать работу. Образ же рождается из деталей, нюансов…одного и того же персонажа можно создать совсем по-разному. Вот тут добавил персонажу родинку, здесь полутень, морщинку или чуть заострил нос – все уже заиграло по-другому. Именно поэтому часто актер выбирает себе мастера, с которым работает постоянно. Мы ведь тоже по сути говорим на языке символов, с помощью грима передаем настроение, характер и нередко надо уловить не только настроение персонажа, но и настроение твоего актера. Когда работаешь с одним и тем же актером часто чувствуешь это уже без слов.

Я так понимаю есть гримеры, которые работают по заданному эскизу, а есть художник гример – это тот, кто создает основной эскиз грима для произведения, проекта. Ты уже работаешь как художник гример и создаешь сами эскизы грима, которые потом воплощаются на сцене или в видео. Это особая ответственность, есть какие-то нюансы и секреты успеха?

 Да я думаю тут опять же это улавливание настроения и способность говорить на одном языке с автором (режиссер/постановщик) играет ключевую роль. Нужно тонко ощутить идею и эстетику постановщика или режиссера, чтоб вы были на одной волне и с помощью визуального кода можно было дополнить общую картину, добавить акцента, сочности, при этом не перегну палку  и не пойдя в разрез с общей идеей. А для этого мне кажется любому мастеру нужно не только быть технически подкованным, но и опять же изучать искусство, кино, понимать культурные тренды, чтобы сразу чувствовать и мгновенно улавливать эстетику и посыл. Понимать, какая фишка в визуале может зацепить и впечатлить зрителя. От личных качеств конечно тоже многое зависит.

А какие личные качества сыграют в плюс в вашей профессии?

Пресловутая стрессоустойчивость! Нужно быть абсолютно спокойным и уверенным. Несмотря ни на что. И быстро ориентироваться в с экстремальной ситуации, не поддаваясь панике. Ведь на сцене, например, может произойти что угодно, что-то с прической, с головным убором, париком, лысины иногда отклеиваются, например. И если на сьемке можно это поправить, остановив процесс, то на сцену во время спектакля ты не выбежишь с клеем к актеру, если ус отклеился! Если что-то происходит, поправляем все за кулисами по возможности за считанные секунды. Нужно понимать, что у артиста ответственности намного больше, он на сцене, перед зрителем, а ты в укрытии так сказать за кулисами, тебе легче) Поэтому мне кажется задача хорошего гримера конечно, – это и поддержка, и создание атмосферы спокойствия и уверенности. Даже если что-то пошло не так – поправили и поехали дальше без паники. Я за 9 лет работы уже выработала этот навык, мне часто артисты говорят, что со мной спокойно. Хотя, повторюсь, бывает всякое! И лысины в моем исполнении тоже могут немного отклеится! Кстати, когда я еще мечтала о профессии гримера, не зная нюансов, я думала, что пойду работать в театр лет в 60, мне казалось это такая спокойная работа, стоишь рисуешь, потом пошел чайку попил, самое то на пенсии. Но оказалось, не тут то было!

Что сейчас вдохновляет и заставляет развиваться? Вдохновляют чаще всего окружающие люди, творческие, духовно развитые, заряженные какой-то идеей! Искусство изобразительное конечно вдохновляет всегда. Например, у меня есть творческая работа, которая очень нравится подписчикам, где ноги как будто зашнурованы, но самих ботинок нет, на нее меня вдохновила картина Рене Магритта «Красная модель». А развиваться технически заставляют в основном работы коллег, особенно западных, но и не только, в России сейчас много талантливых и креативных мастеров, которые вызывают восторг! Понимаешь, что нужно быть в постоянном процессе роста и поиска, чтобы держать уровень.

Ссылка на сообщество ВК: costa_makeup

Смотреть подкаст
Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/Nk6Ng

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх