Причины страданий | Умная Россия

Причины страданий

«В своем воображении мы страдаем чаще, чем на самом деле.»
Цитата принадлежит философу Аннею Сенеки, который жил в Римской империи в 4г.д.н.э.
Слова можно трактовать следующим образом:
Трагичность ситуации в большей мере продолжают определять эмоции и ожидания в голове, а не реальные обстоятельства.
Много веков прошло с момента жизни Аннея, но тенденция страдать, под которой подразумевается желание почувствовать эмоциональное напряжение, осталась.

Такие наклонности могут быть выражены в разных масштабах. У конкретных людей, либо в менталитете целой страны. Первый случай – нередкий, но все равно не является нормой, второй – просто исключительный.

Разберем его на примере России.

Страдания — всеобъемлющая категория в русской культуре.                                                  

Ее можно увидеть в исторической, социальной и даже географической сферах.
Например, суровая погода, муки ради высшей духовной цели, необходимость терпеть сильную власть.
Почему так вышло?

Христианство наложило отпечаток на психологию и мировоззрения населения России.

В основе поведения религиозного человека лежит сострадание к ближнему, оно же милосердие, неразрывно связанное со страданием, и почитание святых, погибших в муках (Борис и Глеб). Жертвенность и самоотверженность в христианстве — удел святого. По православному учению Христос искупил грехи людей своим страданием. А в эпоху расцвета религии на Руси страдания и вовсе считались исполнением воли божьей.

Достоевский писал: «Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем… У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно».

Современные философы трактуют эти слова буквально: страдание русских есть христианское смирение перед жизнью и Богом.

«В русской литературе страдает либо автор, либо герой, либо читатель.» 

Слова принадлежат Анатолию Рыбакову. Люди приняли фразу за “укол” в сторону отечественной литературы и запомнили в качестве остроумной критики.

Сам писатель не пытался негативно высказаться, а всего лишь перефразировал теорию триединства. Согласно которой, настоящее искусство должно вызывать эмоции и у автора, и у героя, и у читателя (зрителя).

Ошибка восприятия стала причиной популярности фразы. Все потому, что у людей к тому времени, а жил Рыбаков в девяностые, уже сформировались предубеждения касательно русской литературы.

А именно:
Отечественный текст «тяжелый»,
Сюжет мрачный,
Судьбы героев трагичные,
Читать сложно.
Русская литература действительно сконцентрирована на темной стороне жизни. (При этом имеет мощный философский и эмоциональный потенциал, из-за которого некоторым людям становится сложно читать).

Почему она такая?

Причины определенных настроений в литературе любой страны стоит искать во внешних и внутренних обстоятельствах.

История России никогда не была спокойной, а литература, которая выполняла одну из своих главных задач — просто отражала действительность. Войны и кризисы коренными образом влияли на все слои населения, писатели брали их за основу произведений. Например, задействовали исторические события, чтобы описать влияние трагедии на менталитет и психологию людей, либо косвенно высказывались через фантазийные ситуации.

Исторические события красной нитью проходят через произведения, делая невозможным легкое, беззаботное повествование.

Особенно это касается «Золотого» века литературы.

Большая часть произведений, которую мы называем популярной классикой, относится именно к этому периоду. Литературу этого столетия определял жанр реализма. Неудивительно, что произведения, которые нам с вами не нужно освежать в памяти, кажутся депрессивными. Достаточно вспомнить «Шинель» или «Станционного смотрителя».

Так сформировалась определенная литературная традиция с долгой историей, полной сильных трагических элементов. Тема страданий и трагедий стала ценной частью русской литературы, через которую раскрывали важные темы и высказывались понятным для читателя языком.

История музыкального творчества в России также тесна связана с мотивом страдания. Достаточно ознакомиться с разными направлениями русского народного пения, чтобы заметить масштаб влияния человеческих переживаний.

Для проникновенных песен лирического порядка даже есть отдельное название в музыкально-поэтическом жанре русского фольклора.  «Страдания» – разновидность частушки о любовных переживаниях и расставаниях.

Их огромное множество, а в интернете без труда найдется не один десяток исполнений этого жанра.

«Маркеры» страдания встречаются также в песнях, посвященных историческим событиям, бытовым ситуациям, социальным явлениям и на тему людей, оставивших свой дом ради работы. Русские люди страдают даже, в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Например, в хороводных песнях на праздник или поздравляя девушку, вышедшую замуж.

Эта специфическая наполненность связана с религиозной средой, в которой создавалось музыкальное народное творчество.  Верующий человек не видел негативной стороны страдания. Это было нормой жизни, обязательным актом смирения перед трудностями, который трактовало православное учение.

В продолжении темы христианства упомяну неоднозначное музыкальное искусство — песнопение. В котором даже самое радостное событие имеет в музыкальном сопровождении минорные ноты. Это связано с тем, что глубину религиозного события по мнению христианского служения может передать только экстенсивное скорбное звучание.

Здесь видна явная параллель между народным творчеством и церковными произведениям. Неуместное по современным меркам выражение скорби присутствовало в качестве обязательного элемента буквально везде. 

Культурная среда России буквально взращивает человека, устойчивого к страданию. Здесь люди получали и получают свой специфический опыт, связанный с историческими кризисами и социальными потрясениями. Все это чередуется с периодами стабильности, которые стимулируют терпимость ко всем удручающим моментам жизни.

В России смотрят иначе на страдания, потому что часто сталкиваются с ними в культурной среде. Она подчеркивает мрачные мотивы и сложные психологические состояния. Эта историческая специфика, которая повлияла на искусство, а оно, в свою очередь — на людей.

Автор: Анна Михеева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/AYzUd

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх