Почему мы выбираем? | Умная Россия

Почему мы выбираем?

В преддверии важных выборов в России, редакция «Умной России» провела опрос среди пяти экспертов РАНХиГС чтобы получить их мнение о системе выборов в стране. Для начала разберемся зачем нужны выборы и как они устроены, отвечает на вопрос Карине Тирабян, заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук, доцент.

Зачем нужны выборы и как они устроены?

Сегодня это один из провокационных вопросов, внедренных к нам извне нашими недоброжелателями с целью расшатать внутриполитическую ситуацию. Отвечая на вопрос, зачем нужны выборы?

Выборы нужны для признания населением власти, то есть для легитимности. Легитимность власти необходимо соблюдать при любом государственном строе так,  как большинством населения государства выбирается власть , соответственно большинство согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок и законы наилучшими для государства в целом.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О выборах Президента Российской Федерации» регламентирует порядок и процедуру проведения выборов в России. Основные принципы:

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации: — обеспечивается реализация и защита избирательных прав граждан, ведется контроль за соблюдением указанных прав возложенных  на избирательные комиссии в пределах их компетенции.

— используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации “Выборы” (далее – ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации

— не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан.

Как выбирают кандидатов?

Своим экспертным мнением поделилась Элла Сергеева, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского филиала Президентской академии:

Президентские выборы в России — это ключевое событие, которое формирует политическое лидерство страны. Проведение выборов регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года. Процесс выборов состоит из нескольких этапов.

  1. Потенциальные кандидаты должны собрать определенное количество подписей избирателей и представить документы для регистрации в Центральную избирательную комиссию.
  2. Зарегистрированные кандидаты начинают проводить избирательную кампанию, представляя свою программу, участвуя в дебатах и встречах с избирателями.
  3. Избиратели голосуют за кандидата на выборах в день голосования. Голосование проводится на территории всей России.
  4. После закрытия участков начинается подсчет голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, становится президентом.

Если ни один кандидат не получает более 50% голосов, проходит второй тур выборов между двумя наиболее успешными кандидатами. Кандидаты могут быть выдвинуты как политическими партиями, так и быть самовыдвиженцами.

Требования к кандидатам также закреплены на законодательном уровне. В частности, президентом России может стать гражданин, которому исполнилось не менее 35 лет, проживающий в стране постоянно не менее 25 лет, без иностранного гражданства или документов, подтверждающих право на жительство за границей (исключение составляют граждане, имевшие гражданство стран, вошедших в Россию). Лица, признанные судом недееспособными или отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имеют права баллотироваться на пост президента.

Необходимо отметить, что президентские выборы в России являются важным фактором в политической жизни страны и определяют курс развития на ближайшие годы. Обеспечение демократического процесса и участие граждан в выборах имеют ключевое значение для формирования общества и государства.

Как избирают и особенности ДЭГ

Ольга Дегтярева, доцент кафедры журналистики и медиа-коммуникаций Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук: Изначально ДЭГ рассматривалось как дополнительный способ голосования к традиционному способу с помощью бумажных бюллетеней. Таким образом в истории нашего государства появилось два типа — это гибридное электронное голосование и дистанционное электронное голосование (ДЭГ).

История становления этих внедрений тоже интересна и характерна для России. Нужно сказать, что впервые, когда начали внедрять эти технологии, конечно же, они проводились в виде экспериментов.

Так, специальные технические средства применялись во время выборов президента России еще в 1996 году. Тогда для подсчета голосов использовались сканеры. Проблема  использования сканеров заключалась в том, что прибор не мог точно определить волеизъявление избирателя, если использовалась не «галочка», а какой-то специальный, произвольный знак в бюллетени, соответственно, сканер его не распознавал и требовалось вновь производить подсчеты вручную, на что уходило достаточно много времени.

В начале 2000-х годов в формате эксперимента в рамках ЭГ использовали не только сканеры, но и специальные диски, которые нужно было установить на компьютер, чтобы проголосовать. Эти усилия, конечно же, не имели юридической силы. Был такой формат голосования, как интернет-опросы. К примеру, в 2008 году на выборах в Тульской области, городе Новомосковск в местные органы власти. Как раз использовались компакт-диски, которые устанавливали на ПК и избиратели могли проголосовать за кандидатов.

Позже, в 2009 году был эксперимент во время голосования в пяти субъектах России – Волгоградской, Вологодской, Владимирской, Томской, Югре. Эти эксперименты проводились для выявления отношения избирателей в целом к процедуре электронного дистанционного голосования. В 2019 году она была закреплена юридически в Москве, а в 2020-м уже на всей территории России выборы проводились с использованием электронного голосования – дистанционного электронного голосования. С этого периода мы можем считать это электронными выборами.

То есть, мы можем выделить 4 этапа становления системы ДЭГ в России:

с 1996 по 2001 гг. — формирование предпосылок для электронных выборов, когда еще не было юридически закрепленного понятия «электронное» и «дистанционное электронное голосование»;

С 2000 по 2003 гг. — внедрение технических устройств в систему электронного голосования;

С 2003 по 2019 гг. — экспериментальное дистанционное электронное голосование, отсутствие юридического закрепления данного понятия;

С 2019 г. по настоящее время — внедрение ДЭГ при сохранении элементов электронного голосования, юридическое закрепления понятия ДЭГ.

Таким образом, выборы в России уже в сентябре 2021 г. в семи субъектах проводились с использованием двух систем ДЭГ и ЭГ. Дистанционно граждане могли проголосовать на портале Госуслуги или Мос.ру (для жителей Москвы), естественно, с подтверждением учетной записи, аутентификацией.

Сторонники ДЭГ говорят об особой степени надежности системы технологии блокчейн, преимущества которой заключаются в безопасности доступа, надежности обработки информации, которая сохраняется автоматически во всех цепочках и дублируется, что исключает любое стороннее нежелательное влияние и обеспечивает конфиденциальность.

Технология блокчейн позволяет разъединить сведения о полученных голосах и об избирателях, которые их подали. То есть, ИК получает доступ только к результатам волеизъявления граждан, но не видит, кто именно заполнил этот бюллетень.

Происходит генерация ключевой пары. Она состоит из открытого и закрытого ключей, которые делятся на определенные части. Эти ключи раздаются независимым членам комиссии, наблюдателям, представителям кандидатов. Их главная задача — хранить эти ключи и обеспечивать конфиденциальность до самого окончания голосования. Компьютеры опечатываются. Закрытый ключ является главным свидетельством для шифрования бюллетеней с волеизъявлениями и обеспечивая тайну голосования. Без использования этого ключа невозможно расшифровать бюллетени. Для расшифровки результата необходимо собрать ключ на том же самом компьютере и каждый ключ не может быть использован отдельно. После завершения голосования этот закрытый ключ передается в саму систему ДЭГ для расшифровки.

Еще важный момент, который относят к преимуществам ДЭГ, это возможность наблюдения за ходом голосования и прозрачность результатов голосования.

Результат голосования отправляется в блокчейн систему — это распределенные реестры, непрерывные цепочки блоков, которые содержат в себе главную информацию. Любое появление нового блока в цепочке ведет к автоматической записи содержащейся в этом блоке информации на и дублируется на все остальные. Любая попытка взлома будет отображаться в системе, потому как нельзя взломать один блок, не затронув другие.

На сегодняшний день ДЭГ — это устоявшаяся практика, она опробована и в других станах.

Так, в Эстонии с начала 2000-х гг. разработана своя правовая база ДЭГ. Примерно в это же время система показала свою эффективность в Швейцарии, где уникальный идентификационный номер предоставлялся избирателям. Есть страны, которые отказались от использования ДЭГ. Например, Франция, Германия, Великобритания. Несмотря на развитие норм избирательного права, которые регулировали ДЭГ, в России есть тенденция на дальнейшее сохранение этой практики.

Здесь следует вспомнить, что Россия после Китая является одной из передовых стран по развитию электронного валюты и отказу от доллара. Эти информационные технологии были опробованы в период пандемии, и сегодня успешно внедрены.

В целом, инфраструктура ДЭГ — это четыре центра обработки данных, три из которых являются площадками Ростелекома и дополнительный дата-центр, находящийся в ведении ЦИК. Там есть магистральное оборудование различных видов. При этом, наша блокчейн платформа, отечественного происхождения, как и криптографические алгоритмы, защиты, что тоже очень важно для обеспечения цифрового суверенитета России. И главное преимущество – это высокая явка на выборах, что очень важно как для кандидатов, так и для обеспечения легитимности процесса. Еще один положительный аспект использования ДЭГ – это сокращение финансовых расходов на организацию выборов, упрощение процедуры голосования и подсчета, автоматизация обработки результатов.

Безусловно, сегодня ДЭГ является элементом электронной демократии и направлено на повышение удобства волеизъявления граждан. Это повышает процент участия населения в политической жизни, создает дополнительные возможности для выражения гражданской позиции и служит способом увеличения прозрачности системы, что также способствует росту электоральной вовлеченности и служит на благо избирательному процессу.

Подсчет голосов: как считают и почему некоторые бюллетени бракуют

Инна Ветренко, заведующая кафедрой социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, профессор, доктор политических наук: Процедура подсчёта голосов четко регламентирована по закону. Проходит это так. Как только заключаются избирательные участки. Членами УИК сначала производится погашение неиспользованных бюллетеней, путем отрезания верхнего правого угла, затем проводится работа со списками избирателей, и после проведения этих процедур участковая избирательная комиссия переходит к непосредственному подсчету голосов.

Самыми первыми вскрываются переносные ящики и сейф-пакеты. Проверяется неповрежденность каждого сейф-пакета, перемещенного из переносного ящика. Поочередно для каждого сейф-пакета оглашается число бюллетеней, выданных избирателям, вскрывается, затем подсчитывается и оглашается прилюдно число бюллетеней, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются.

Затем вскрываются стационарные ящики. Бюллетени из стационарных ящиков смешивают с бюллетенями, извлеченными из сейф-пакетов и переносных ящиков. «Голосовальные» бюллетени рассортировываются по кандидатам. Избирательные бюллетени подсчитывают последовательно по каждому кандидату посредством перекладывания их по одному с демонстрацией лицам, присутствующим при подсчете голосов (наблюдателей).

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы об итогах голосования и выдаются копии протоколов наблюдателям.

Недействительными считаются те бюллетени, которые имеют более одной метки, или метки в неустановленных местах или пустые, без меток в установленных местах. Их считают отдельно и указывают в специальной строке в протоколе по итогам голосования.

Как работает офлайн голосование: анонимность, процедура, наблюдатели

Елена Коваленко, заместитель директора Вологодского филиала Президентской академии: Для участия в традиционном голосовании достаточно просто прийти на участок по месту жительства с паспортом в день проведения процедуры. Узнать, на какой участок нужно приходить, можно на сайте ЦИК.

Списки формируются заранее, в них вносят всех граждан России, достигших 18 лет. Бумажные бланки выдаются каждому избирателю на избирательном участке в день голосования.

Анонимность — одно из главных преимуществ офлайн голосования. Избиратели голосуют, не раскрывая свою личность. Конфиденциальность обеспечивает свободу выбора при голосовании.

Когда выбор избирателем сделан, он опускает бланк в ящик для голосования или в автоматический приемник комплекса обработки избирательных бюллетеней.

Участковая избирательная комиссия подсчитывает голоса и составляет протокол об итогах голосования на участке. Оригинал документа направляют в территориальную избирательную комиссию, а копии протокола отдают наблюдателям. Их работа на участках крайне важна и подчеркивает объективность выборов.

Наблюдатели тщательно контролируют все происходящее на избирательном участке, обеспечивая честность и прозрачность процесса голосования. Они следят за тем, чтобы голосование проходило в соответствии с законодательством и правилами, а также за тем, чтобы избиратели имели доступ к информации о кандидатах и самой процедуре голосования.

Подготовка кандидатов в общественные наблюдатели — процесс ответственный и трудоемкий. Сначала они изучают закон, проходят практику, а затем сдают финальный тест. Тренерами выступают опытные эксперты — юристы с большим опытом работы на выборах разного уровня.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/BknEC

РАНХиГС Санкт-Петербург – один из ведущих вузов Санкт-Петербурга в области подготовки государственных и муниципальных служащих, а также управленцев для реального сектора экономики, общественных и политических организаций. spb.ranepa.ru

Наверх