Почему атеисты не верят: обзор | Умная Россия

Почему атеисты не верят

И почему это неестественно

Ученые-социологи все еще проводят исследования, определяя причины, по которым большие группы людей обращаются к религии или, наоборот, относятся к ней критично. Однако в общих чертах ситуация ясна: чем выше технологический прогресс и уровень жизни, чем стабильнее экономика и политика, тем меньше нужды в религии. Вера – это словно прибежище от бури невзгод и тягот, от жестокости людей и природы. Она дает ощущение безопасности, наделяет страдания смыслом, говорит, что Вселенная имеет цель и Творца. Страны, где религия еще недавно играла большую роль (в том числе и в политике), превратились в светские государства. В Великобритании, Германии, Японии, Канаде развита система образования, социального обеспечения, практически искоренено неравенство и бедность. Люди меньше боятся превратностей судьбы, больше смотрят на мир с точки зрения науки и не полагаются на сверхъестественные силы. Однако жизнь непредсказуема, физическая безопасность – эфемерна. Даже если сейчас наблюдается упадок религиозности, она не должна исчезнуть.

Почему религия не исчезнет  

Атеисты, как правило, не просто отрицают существование Бога, они стараются воспринимать действительность сквозь призму науки. Для этого им нужно преодолеть прочно укоренившиеся в сознании исторические, культурные, бытовые представления и, к тому же, своё собственное устройство нервной системы. Дело в том, что религия, согласно мнению ученых, тоже продукт эволюции. Человеку свойственно верить в бессмертие своей души, её автономность от тела, искать во всем скрытое значение, таинственную сущность непонятных явлений. Кроме того, религия сплачивает людей, а им необходимо чувство общности, принадлежности. Религиозные нормы, заповеди (например, Десять заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, или Заповеди Христовы) также регулировали человеческое поведение. Страх наказания свыше помогал поддерживать порядок. Многие религиозные нормы стали основой социальных и правовых норм современности (почитай отца и мать, не кради, не убивай, не лжесвидетельствуй и т.д.), а вечные ценности (милосердие, добро, любовь) обрели всеобщий характер.

Наука противоестественна когнитивному мышлению человека, поэтому и дается нам нелегко. Расставаться с въевшимися в мозг убеждениями трудно, вот почему в средние века ученых, своими открытиями переворачивающих старые представления о мире, называли еретиками и жгли на кострах (так погиб Николай Коперник, и Галилео Галилей, и Джордано Бруно). Науке надо учиться, надо преломлять себя, ведь Земля вращается, хотя мы этого не ощущаем. И Земля далеко не центр Космоса, как бы мы этого не хотели.

Религия, наоборот, словно заложена в нашем биологическом строении. Доказательством этому служит то, что люди, называющие себя атеистами, порой верят в самые нелепые истории о приведениях, черных кошках и совместимости планет. И даже больше: бессознательно они ищут различные «заместители религии»: присоединяются к фан-клубу, занимаются астрологией, магией … Возможно, что пространство, отведенное в нашем уме для религии, не может пустовать, иррациональное подсознание требует мистики, системы ценностей, требует идеала, идола, которому можно поклоняться.

Как это объяснить?

Существует «теория двойственных процессов». Человек мыслит по системе №1 и системе №2, причем система №2 значительно моложе – это наше рациональное мышление. Система №1 помогла человеку выжить в древности, когда опасный и непонятный мир теней и диких животных так пугал и завораживал его. Способности, заложенные в системе №1 универсальны – на них не влияют ни культурные традиции, ни пол, ни раса, ни язык. Все мы чувствуем отвращение, когда вдыхаем неприятный запах и радуемся ощущению чистоты и свежести, инстинктивно уклоняемся от угрозы, узнаем родные лица и голоса. Эта же система выработала в нас склонность искать объяснение любому феномену и видеть в нём некий смысл.

Почему же атеисты не верят?

Идеи атеизма зародились в глубокой древности вместе со становлением цивилизаций и развитием философии. В Древнем Египте около 2100 года до н.э. в «Песне Арфиста» критиковался религиозный взгляд на мир. Древнегреческий философ Диагор Мелосский скептически относился к поклонению богам и мистицизму и отстаивал свои взгляды с такой смелостью, свободой и стойкостью, что получил прозвище «атеист». Эпикур оспаривал жизнь после смерти, а римский поэт Лукреций считал, что если боги и есть, им нет дела до людей.  Леонардо да Винчи утверждал, что только с помощью науки можно раскрыть тайны природы.

Научный прогресс настолько изменил нашу картину мира и расширил знание о сущности природных процессов и явлений, что многих людей стали одолевать сомнения. Некоторые испытали разочарование, так и не дождавшись помощи и торжества справедливости. Ученые же требуют веских аргументов, доказательств.

Религиозность – это вера в высшие силы. Самые древние наши предки верили, что если они нарисуют на стене пещеры сцену удачной охоты, то им будет сопутствовать удача. Эволюционно быть верующим естественно и не ново. Так социальная психология определяет природу религии, и многие люди, особенно ученые, согласны с этим. Они приписывают религии человеческое происхождение и не связывают веру с существованием Бога.

 Теория эволюции также сильно пошатнула религиозное мировоззрение, особенно в научном сообществе. Она имела множество подтверждений и казалась более правдоподобной.

Автор: Варвара Филашкина

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/oM5Gg

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх