«Не хотим быть строителями – будем предпринимателями»

Если раньше у детей спрашивали, кем они хотят быть, когда вырастут, подростки, не задумываясь, отвечали, что мечтают стать космонавтами, учителями, водителями. Редко от кого можно было услышать, что есть мечта стать предпринимателем, SMM-специалистом или блогером. Да и профессий раньше таких не было. С появлением новых специальностей желания детей сильно изменились. Кем мечтают быть современные дети?
Сегодня появилось большое количество вузов, которые готовят IT-специалистов, менеджеров, успешных предпринимателей и графических дизайнеров. Эти профессии напрямую связаны с развитием компьютерных технологий и переносом практически всей жизни в виртуальную реальность. Это не только увлекательная деятельность, но и высокооплачиваемая. К тому же она позволяет работать дистанционно, не выходя из дома или попивая кофе в модном ресторане.
Однако разнорабочие, продавцы, маляры и другие важные профессии до сих пор нуждаются в специалистах, ежедневно теряя потенциальных работников из-за непрестижности и неприбыльности (по мнению молодежи). Чтобы не быть голословными, обратиться к детям, выясним, кем себя видят в будущем современные подростки.
Среди 9-классников подавляющее большинство составляют те, кто планирует идти в 10 класс, а затем поступать в вуз. Если же дети и уходят в колледж, то преимущественно в медицинское направление. Они объясняют это тем, что боятся не сдать ЕГЭ или просто хотят быстрее получить профессию и начать работать. Много и тех, кто уходит в педагогический или кулинарный колледж. Как правило, это случается из-за нежелания долго задерживаться в школе. Работать по профессии эти дети не планирует, получает образование, так сказать, для родителей.
Те, кто осознанно подходит к выбору профессии, идут в 10 класс, а после окончания 11 класса мечтают перебраться в столицу и поступить на такие направления, как «Бизнес-информатика», «Управления проектами», «Международный менеджмент», «PR и связь с общественностью». То есть это та работа, которая требует знаний математики, информатики и обществознания и, по сути, не дает полного понимания о конкретных должностях, которые могут занять люди, закончившие эти направления.
Почему подростков привлекает подобное? В первую очередь, цифры, которые стремятся к большому количеству нулей, что формирует у детей представление: «Буду работать по 3-4 часа в день дистанционно, а получать больше 100 тысяч рублей». Стоит отметить, что школьники при желании поступить на направления, требующие интеллектуального труда, не стремятся развиваться в этой сфере, зачастую сдавая ЕГЭ далеко не на самые высокие баллы.
Если же спросить подростков о том, не хотят ли они быть учителями или работать на заводе, сразу можно услышать презрительное «фу, это не модно» или «там вообще не платят». Эти два критерия для выбора профессии стоят на первом месте у детей, заставляя обращать внимание на что-то новое, связанное с Интернетом и современными технологиями. Кстати, много и тех, кто хочет стать успешным без высшего образования, устроившись «к папе в компанию» или закончив курсы SMM или мастера маникюра. Есть категория людей, кто планирует заниматься криптовалютой и инвестициями, но обучаться всему по книгам инфоцыган или непродолжительным курсам.
К чему приведет подобная тенденция? Нежелание работать по «непрестижным» профессиям и стремление заниматься разного рода деятельностью на компьютере может привести к тому, что рабочей силы будет катастрофически не хватать. Некому будет строить дома, красить стены, учить детей, делать открытия и проводить исследования, продавать товары, загружать и разгружать машины. Увеличение доли образованного населения может привести к печальным последствиям. Вот он парадокс XXI века!
Автор: Карина Позднякова