Механизм формирования зависимости | Умная Россия

Механизм формирования зависимости

В повседневной жизни мы воспринимаем зависимости или аддикции как нечто негативное и стремимся от них избавиться. Несмотря на это, человек обладает рядом зависимостей, которые неотъемлемо присутствуют в нашей жизни. Организм и психика человека постоянно нуждаются в пище, воде, сне, а также любви, общении и уважении и многом другом. Всё это составляет основу нашей жизнедеятельности.

Удовлетворение таких потребностей в норме не переходит какие-либо границы и легко контролируется здоровым человеком. Однако иногда стремление уйти от реальности или получить удовольствие разрастается и способствует возникновению негативных аддикций, которые в перспективе способны сильно отравлять жизнь.

Зависимости бывают химические и нехимические. Первая группа наиболее известна, к ней относят наркоманию, алкоголизм, табакокурение и токсикоманию. Вторая группа является эмоциональной и выражается в азартном поведении. Человек стремится к выполнению определённых действий, которые приносят удовольствие и изменение психофизического состояния. Это проявляется в пищевой аддикции (переедание или голодание), гемблинге (тяги к азартным играм), работоголизме, интернет- и TV-зависимости, сексуальных и любовных аддикциях и т.д.

Существует ряд предпосылок к возникновению таких нездоровых зависимостей, которые делятся на социальные и психобиологические. Они необязательно приводят к формированию аддикций, однако являются благоприятным полем для этого. Социальные предпосылки довольно разнообразны и не всегда различимы, в повседневной жизни некоторые из них мы либо не замечаем, либо не осознаём их влияние.

К ним относятся: развитие фармацевтики и увеличение количества психотропных препаратов; нарко- и игровой бизнес; проблемы в семье и деструктивное влияние родителей на ребёнка; демонстрация курения, алкоголя, насилия в средствах массовой информации, которая стирает границы дозволенного; негативные воздействия образовательных организаций, взращивающих дезадаптацию и развитие деструктивного поведения; кризис в обществе и понижение уровня жизни.

Психофизиологические предпосылки представлены ещё шире и подразделяются на несколько групп. В общем смысле к ним относят различные проявления кризиса подросткового возраста, отставание в психическом развитии, физические недостатки, психические заболевания и характерологические особенности (заострение отдельных черт характера).

Формирование зависимости проходит в несколько этапов, каждый из них определяется чёткими признаками, которые помогают отследить развитие аддикции у человека и своевременно оказать ему помощь. Всего этапов пять:

1. Всё начинается с ощущения удовольствия от выполнения определённых действий. Человек начинает воспринимать их как средство от негативных эмоций.

2. На втором этапе человек прибегает к таким действиям регулярно для улучшения своего состояния и повышения настроения, даже когда это не требуется. При этом зависимость обостряется в моменты трудных жизненных ситуаций.

3. Аддикция начинает управлять жизнью человека. Он не способен выполнять обычные действия без своего источника удовольствия, при этом пока не может осознать негативное влияние аддикции. Позитивные события и реакции уже никак не влияют на развитие зависимости и не замедляют его.

4. Четвёртый этап можно считать высшей точкой зависимости. Аддикция полностью завладевает жизнью человека, который уже не способен поддерживать межличностные связи и выбраться из иллюзорного мира.

5. Человек осознаёт свою зависимость и её ужасное влияние и безуспешно пытается избавиться от неё. Этот этап необратим и в большинстве случае уже не позволяет человеку, даже подвергшемуся лечению, вернуться к нормальной жизни. Часто этот этап заканчивается летальным исходом.

На последних этапах человек зачастую не способен справиться с зависимостью самостоятельно и нуждается в профессиональной медицинской помощи. Тем не менее на начальных этапах или же ещё до начала формирования зависимости, находясь в группе риска, человек может осуществлять ряд профилактических мер. Они включают в себя развитие личности и адаптацию в обществе, посещение тематических мероприятий и лекций, направленных на повышение знаний о зависимостях и формирование позитивного отношения к трезвости и здоровому образу жизни, развитие принципов и навыков противостояния дурному влиянию окружающей среды. Особенное внимание нужно уделять профилактике возможного формирования будущих аддикций у детей. Большую часть профилактических мер также должно осуществлять государство и местная власть.

Автор: Эмма Прокаева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/8Xj1a

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх