Как на бедность реагирует детский мозг | Умная Россия

Как на бедность реагирует детский мозг

Как бедное детство влияет на психику, интеллект и решения взрослого человека и что делать, если ты вырос в бедности. Все главное — в этом конспекте.

Как бедность влияет на психику

Бедность — не только экономическая проблема. Когда денег нет, человек поглощен мыслями о них: как заработать, на чем сэкономить, что делать, если их не хватит. Иначе говоря, он страдает от финансовой тревоги.

Иногда этот стресс настолько сильный, что напоминает посттравматическое стрессовое расстройство. Оно развивается после экстремально травматичных событий. Например, автокатастрофы, участия в войне, изнасилования и смерти близкого. Так что можно с полной уверенностью утверждать, что финансовый стресс — сильный и тяжелый.

Но особенно опасным финансовый стресс делает его продолжительность. Выбраться из настоящей бедности, не временных финансовых затруднений, сложно. При этом ученые предполагают, что уже через год жизни с нехваткой денег организм может вырабатывать слишком много гормона стресса — кортизола. Кортизол участвует в реакции «бей или беги» и помогает эффективно защищаться от угроз. Но если стресс продолжается и уровень этого гормона долго остается высоким, это вредит организму. Повышаются риски развития ментальных заболеваний.

Продолжительный опыт бедности не идет на пользу никому, но особенно опасен для детей.

Как бедность влияет на психику

Психика ребенка гораздо более уязвима, чем психика взрослого: его мозг только развивается. Как именно он сформируется, зависит от условий, в которых живет ребенок.

Отсутствие денег на самое необходимое сказывается на ребенке еще до его рождения. Если во время беременности женщина испытывает хронический стресс, то ее организм постоянно выделяет кортизол.

Например, ученые отмечают, что у таких детей меньше миндалевидное тело. Его главная задача — определить, важна ли та информация, которая поступает от органов осязания, для нашего выживания. Если миндалина идентифицирует угрозу, то тело вырабатывает гормоны стресса и готовится бить или бежать.

Бедность создает такие условия, что ребенок может пережить стресс разного рода. Вот самые распространенные стрессоры:

  1. Когда родители бедны, им сложно давать ребенку много внимания и заботы, все их силы и время уходят на борьбу с безденежьем.
  2. Вечно беспокоящиеся о деньгах родители ненамеренно передают свою тревожность ребенку.
  3. По мере взросления ребенок все чаще сравнивает себя с другими детьми, в том числе более обеспеченными, и переживает стыд из-за этого.
  4. Ребенок может подвергаться дискриминации из-за своей бедности — со стороны учителей, других взрослых и сверстников.

Кроме того, бедность может повлиять и на интеллект — так происходит не всегда, но ученые наблюдают такую тенденцию. Уже к двухлетнему возрасту когнитивные способности детей из бедных и обеспеченных семей могут различаться, как показало исследование нейробиолога, педиатра из Колумбийского университета Кимберли Ноубл.

Ноубл наблюдала за почти двумя сотнями детей в возрасте от 9 до 21 месяцев. При рождении их мозг не имел никаких особенностей. Но к двум годам можно было заметить тенденцию: ребенок из бедной семьи хуже сдавал тесты на владение речью, контроль над импульсами и память.

По подсчетам Кимберли Ноубл, когнитивные способности двухлетних детей из бедных семей в среднем на 60% ниже, чем у детей обеспеченных родителей.

Здесь важно заметить: речь идет не о конкретном ребенке и оценить интеллект по социально-экономическому статусу родителей невозможно. Бывают дети с высоким интеллектом из бедных семей, и наоборот — с низким из богатых. Подсчеты Ноубл, по ее собственным же словам, — всего лишь тенденция, а не четкий предиктор уровня развития.

Более того, родители могут компенсировать вред бедности ребенка, создавая для него стимулирующую среду. Стимулирующая среда — это то, что развивает мозг ребенка. Например, книги, курсы английского — вот примеры такой среды. Бедность снижает доступность этого из-за нехватки денег. Но родитель может не покупать ничего, а водить ребенка в районную библиотеку и прививать ему любовь к книгам, много разговаривать с ним, решать вместе задачи по математике. Так для ребенка можно снизить негативный эффект.

Как долго сохраняется эффект бедности на мозг и психику

Ученые собрали добровольцев 24 лет — часть была из обеспеченных семей, часть из бедных. Потом выяснили много деталей — сколько зарабатывали родители этих людей, какие стрессоры могли повлиять на них в детстве и так далее. После попросили участников посмотреть неприятные изображения и попытаться подавить негативные эмоции в процессе просмотра. Пока они это делали, ученые наблюдали за активностью их мозга с помощью фМРТ.

Ученые заметили две важные закономерности. Первая — что у людей с бедным детством миндалевидное тело оказалось более активным.

Вторая — что у тех же людей при попытке подавить негативные эмоции меньше активировались два участка мозга: дорсолатеральная префронтальная кора и вентролатеральная префронтальная кора. Именно эти зоны принимают решения, нужно ли подчиняться требованиям миндалины и привести организм в состояние «бей или беги». Когда эти зоны активируются слабо, человеку сложно контролировать эмоции.

Если миндалина активна, а префронтальная кора пассивна, то стрессоустойчивость человека низкая. Такая комбинация тесно связана с депрессией и тревожными расстройствами.

Еще взросление в бедности, скорее всего, влияет на финансовые решения человека во взрослом возрасте. Вот две главные проблемы, с которыми сталкиваются из-за этого люди.

Панический страх потерять деньги и невозможность тратить и копить. Из-за стресса внимание становится туннельным: человек замечает только угрозу — бедность. Он сфокусирован на сохранении, а не на приумножении денег.

Как нивелировать эффект бедности

Бедность — это глобальная проблема, которую необходимо решать на уровне правительств. Исследования показывают, что даже небольшие выплаты тем, кто живет в нужде, помогают снизить уровень стресса.

А тем, кто уже вырос в бедности, важно помнить об удивительном свойстве мозга — пластичности. Он способен изменяться — перестраиваться или создавать новые нейронные связи под воздействием нового опыта. Вот что можно сделать.

Повышать финансовую грамотность. Здесь все довольно просто: чем больше вы знаете о том, как рационально подходить к принятию финансовых решений — тем лучше это у вас получается.

Ходить на психотерапию. Исследование ученых из Кембриджа показало: психотерапия повышает активность медиальной префронтальной коры. Это именно та область, которая страдает из-за бедности — становится менее активной. Так что психотерапия — именно то, что вам нужно. Причем тратить деньги не обязательно: есть службы, где помогут бесплатно.

Заниматься спортом. Ученые считают физическую нагрузку частью заботы о здоровье мозга. Например, они обнаруживают: аэробные нагрузки улучшают исполнительные функции мозга, то есть высшие функции мозга человека, в числе которых и внимание, и память, и самоконтроль.

Разнообразно питаться. Не менее важно, чем заниматься спортом, уменьшать количество сахара в диете. Переход на такое питание вкупе с регулярной активностью способен сильно улучшить здоровье мозга, уверены ученые. Например, в одном эксперименте добровольцы перешли на средиземноморскую диету с низким содержанием сахара и стали заниматься спортом. За три года их когнитивные способности, особенно память, значительно улучшились.

Запомнить

  1. Финансовая тревога — стресс чрезвычайной силы. Если он продолжается долго, он может привести к развитию ментальных расстройств.
  2. Дети гораздо более уязвимы перед бедностью, чем взрослые. Их мозг только развивается. Взросление в бедной семье заставляет его столкнуться с целым каскадом стресса, что не проходит без последствий.
  3. Бедность влияет на то, как функционирует психика ребенка — как в детстве, так и когда он уже вырос. Его мозг работает иначе — так, что ему легче испугаться, начать тревожиться несоразмерно поводу.
  4. Интеллект тоже страдает от безденежья. Мозг и когнитивные способности ребенка во многом определяются доходом его родителей. И этот эффект полностью не проходит даже по мере взросления.
  5. Даже если человек вырос в бедности, последствия этого опыта можно компенсировать. Главное, что стоит попробовать, — это изучение финансовой грамотности, психотерапия, дыхательные упражнения и здоровый образ жизни.

Источник: Тинькофф Журнал

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/GkhVb

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх