«Хочу сделать мир чище и безопаснее»: интервью с экологом Халидом Барххуевым | Умная Россия

«Хочу сделать мир чище и безопаснее»: интервью с экологом Халидом Барххуевым

Команда Сарафана в десятилетие науки и технологий запускает проект о молодых учёных университета ПромТехДизайн. Следующие два месяца тебя ждёт погружение в жизнь наших героев. Мы расскажем не только об их научной деятельности, но и увлечениях и стремлениях.

Гостем первого выпуска подкаста стал эколог Халид Барххуев. Мы спросили у Халида про его мотивацию заниматься наукой, узнали подробнее про волонтёрство в области экопросвещения, а также про самый интересный научный опыт.

«В экологии, как и в других науках, чем больше узнаешь – тем больше становится непонятно»

Вы ведёте научную деятельность в сфере экологии. Что сподвигло вас заниматься наукой?

С наукой меня связало любопытство, желание узнать всё неизученное, что-то новое. Конечно, подстегивает, что результаты моих трудов помогут сделать мир лучше.

Вы дважды победили в конкурсе грантов от Комитета по науке и высшей школы. Расскажите подробнее, с какими проектами?

Победитель конкурса грантов [безвозмездная денежная помощь на проведение научных исследований, открытие стартапов или реализацию новых проектов, способных принести пользу обществу – прим. «Сарафана»] в 2019 для студентов вузов Санкт-Петербурга по теме «Разработка методов и средств дистанционной идентификации источников загрязнения для рек и озёр». Суть проекта заключалась в изучении возможностей дронов для отслеживания источников загрязнения воды.

Ещё победитель 2021 года с работой на тему «Разработка информационно-технической системы оценки воздействия глубинных сбросов сточных вод». Я описывал, как влияют сточные воды на экологическое состояние водоёма при сбросе на больших глубинах.

Гранты выдавались как премии от Правительства Санкт-Петербурга, но были использованы на развитие исследований. В частности, на покупку деталей для сборки дронов.

Поделитесь вашим самым интересным научным опытом, который вам доводилось проводить?

Самыми интересными были зимние полевые исследования на озере. Был ужасный холод и постоянный несмолкаемый ветер, которые покрывали льдом всё, что ни спрятано. Приходилось бурить десятки лунок в метровой толще льда.  Одновременно нас окружали безумной красоты пейзажи. Было крайне любопытно, какие результаты мы получим.

Тема вашей научной деятельности – моделирование и оценка влияния сточных вод на экологическое состояние водоёма. Можете простыми словами описать, что конкретно вы изучаете и насколько это важно для экологии?

Мы с командой просчитываем, как себя ведёт сточная вода [атмосферные воды и осадки, воды, отводимые в водоёмы с территорий промышленных предприятий и населённых мест через систему канализации или самотёком – прим. «Сарафана»], сбрасываемая на большой глубине, где обычными методами измерить состояние не получится.

Для экологии это важно, так как бесконтрольный сброс сточных вод может привести к необратимым последствиям. Если обобщить, нарушается хрупкий экологический баланс водоёмов, снижается биопродуктивность, а также изменяются химические и физические свойства воды, биохимический режим водоёмов, состав микроорганизмов.

В качестве примера можно привести гибель популяции рыбы из-за загрязнения. В 2015 году в реке Воронеж, левом притоке Дона, на химическом предприятии «Каустик» произошла авария. Выброс хлорного газа в атмосферу образовал соляную кислоту, которая осела в виде кислотного дождя. Кислотный дождь попал в реку и вызвал массовую гибель рыбы. Загрязнение оказало разрушительное воздействие на водную среду и биологическое разнообразие.

Также мне известно, что вы создали мобильную Биос-лабораторию. Можете рассказать об этом чуть подробнее?

Помимо того, что мы сами активно изучаем экологию, мы ещё занимаемся экологическим просвещением молодёжи. Мы с командой создали мобильную Биос-лабораторию, которая даёт возможность школьникам поработать с научными приборами и провести экологические исследования прямо в школе в интерактивной форме.

Вы проводите мастер-классы для школьников по взятию проб из водоёмов и проведению анализа воды на качество. В каком формате они проходят? Насколько дети в целом заинтересованы в подобном виде научной деятельности?

Наибольшее вовлечение детей в науку происходит, когда они сами проводят опыты и видят результат. Наши методы направлены на самостоятельное проведение исследований, но под наблюдением инструкторов.

Участники Биос-лаборатории могут самостоятельно провести измерение концентрации кислорода, удельной электропроводности, водородного показателя и температуры воды прямо на водоёме. В лаборатории они проводят опыт по определению жёсткости и кислотности воды, исследования по оценке качества воды по планктону и бентосным организмам. Также лабораторная база позволяет участникам измерить мутность, цветность воды, концентрации нитратов, натрия и других показателей.

Мы пытаемся преподнести сложные научные понятия и методики доступным языком в интерактивной форме. Заинтересованность детей в научных исследованиях растёт, так как наука и научная база становятся популярнее и переходят из институционных рамок в доступную каждому среду.

Помимо основной научной деятельности вы также занимаетесь волонтёрством в области экопросвещения. Что конкретно вы делаете?

Для экологического просвещения мы с командой Биос-клуба проводим обширную программу эколого-просветительских проектов: сезонные экологические лагеря, ежегодный международный Биос-форум и выездные мастер-классы для школьников.

В чём заключается ваша миссия? К чему вы стремитесь как учёный?

В науке у меня нет цели, только путь. Если серьёзно, хочу ещё больше узнать по своей научной теме, постичь непостижимое и сделать мир лучше, чище и безопаснее для всех.

Автор статьи: Алиса Мордовская

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/PdVEY

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх