История зарождающегося стартапа «Геймтичер»

История зарождающегося стартапа «Геймтичер»

Меня зовут Павел Пинженин. Я EdTech-предприниматель из Екатеринбурга. Мне 38 лет.

В 2022 году я решил создать стартап: онлайн-тренажёр казахского языка «Orator Nomad».

Ставку сделал на то, что Казахстан – перспективный развивающийся стабильный рынок, не перегруженный (в отличие от рынка России) образовательными онлайн-проектами. Плюс, Казахстан старается защитить казахский язык, поэтому у меня возникла гипотеза, что тренажёр казахского может рассчитывать на государственную поддержку.

К делу я подошёл не с пустыми руками – у меня за плечами опыт создания онлайн-тренажёра русского языка «ВебГрамотей». «ВебГрамотей» – шикарный инструмент, которым пользуются тысячи учителей России. Он даже сумел пройти отбор в государственный агрегатор лучших российских образовательных платформ educont.ru (мы в нём практически единственная компания не из Москвы или Питера). Однако в России «ВебГрамотей» столкнулся с могущественными конкурентами – большими федеральными высокобюджетными образовательными платформами. Поэтому взлететь так высоко, как планировали, наш тренажёр русского языка, к сожалению, не смог.

В общем, для меня «Orator Nomad» – это вторая попытка создать проект, который захватит EdTech-рынок страны. Как в компьютерной игре: на первом прохождении наработал опыт, на втором – играешь на победу.

2 декабря 2022 года я приехал в Астану – столицу Казахстана – и принялся за работу.

Сразу же столкнулся с рядом проблем.

Проблема 1: Деньги

Стартап запускаю за свои деньги. Инвесторов не привлекал и не планирую. И в этом кроется проблема, поскольку «своих денег» у меня конечное количество. На старте дела, посчитав свои накопления, я решил, что готов потратить на Orator Nomad 800 000 рублей. Потом составил бизнес-план и приуныл. По всему выходило, что разработка всего задуманного будет стоить не меньше 3 миллионов рублей.

Что же делать?

Выкрутился следующим образом:

  • Разделил задумку тренажёра на 9 последовательных частей. Решил, что будем приложение разрабатывать поэтапно. Как только сделаем первую часть – сразу начнём её продавать, чтобы она зарабатывала деньги на продолжение разработки.
  • Решил с командой работать только по сдельной системе – выкупать определённое количество часов у того специалиста, который нужен проекту именно сейчас. Никому пока не платить оклады, не трудоустраивать на постоянную работу.
  • Решил для каждой задачи подыскать специалистов разных уровней. Например, дизайн может делать дорогой дизайнер и дешёвый. Проекту нужен красивый логотип? Это серьёзное дело – закажу дорогому дизайнеру. Нужна презентация? С этим справится дешёвый.

Проблема 2: Команда

В команде уже на старте было несколько позиций, на которые нужно подобрать специалистов.

Как же найти людей надёжных, компетентных и недорогих?

Первой моей идеей было привлечь в «Orator Nomad» команду, с которой делаю и продолжаю делать «ВебГрамотей». Однако от этой мысли отказался. Хоть ребята опытные, но они уже заняты в другом проекте и не хочется отвлекать их силы и внимание на другую задачу.

Размещать вакансию, идти на рынок труда я тоже не захотел. Так подбирать людей можно долго, но всё равно не будет уверенности, что сработаемся.

В итоге практически всю команду собрал по своей богатой сети нетворкинга. Позвал знакомых, с которыми пересекался на разных проектах: ребят-игропрактиков, вместе с которыми делаю Форум разработчиков игр «PRO игры», копирайтера и офис-менеджера, с которыми сражались на речевом многоборье «Ораториада», дизайнера презентаций, с которой однажды работал, и т.д.

Очень быстро выяснил, что слово «стартап» волшебным образом притягивает людей. Опыт работы в стартапе многим интересен, его хотят получить, попробовать, что это такое. Поэтому даже опытные специалисты часто оказываются готовы поучаствовать за небольшие деньги.

Проблема 3: Методисты

Однако нужны ещё методисты. Причём, такие, которые хорошо разбираются в казахском языке.

Я понял, что на эту роль подойдут только методически грамотные учителя казахского языка из Казахстана. Но где их искать и как найти по-настоящему хорошего?

Пошёл на сайт репетиторов и заказал онлайн-встречу с тремя разными педагогами, чьи резюме произвели на меня впечатление. Пообщался, узнал многое о языке и о том, как устроено его преподавание в школах Казахстана. Потом попросил всех трёх репетиторов сделать для тренажёра оплачиваемую работу: подготовить словарь из 800 слов, по которому пользователи будут учить язык.

Расчёт был в том, что три человека сделают одну и ту же работу, я посмотрю на результат и выберу из них лучшего, с кем начну работать постоянно.

К моему смятению, за работу взялся только один из репетиторов, двое других отказались.

Пришлось искать ещё репетиторов по знакомству. В итоге, после долгих мытарств, у меня оказались два словаря, сделанных разными людьми. Я сравнил, качество одного из них меня устроило.

Проблема 4: IT-разработка

Самая дорогая и проблемная сфера в стартапах – это IT-разработка. Нужно найти таких людей, кто будет надёжен, сделает работу качественно, быстро и умеренно возьмёт по деньгам.

Я написал ТЗ и разослал его нескольким знакомым программистам. «Сколько это будет стоить и сколько времени займёт?» – спросил я их. Получил несколько предложений в диапазоне от «3 миллиона рублей и полгода работы» до «350 тысяч рублей и три недели работы». Выбрал самого дешёвого и быстрого исполнителя, который к тому же сумел меня убедить, что работать с ним безопасно.

Проблема 5: Релиз продукта

Разработка продукта стартовала бодро, а потом намертво забуксовала на этапе устранения дефектов приложения после того, как IT-команда отчиталась, что программа готова. Мы тестировали, находили ошибки, а наш разработчик вяло их правил. Мы тестировали, вновь отчитывались об найденных ошибках, и программист их неторопливо исправлял. В такой работе мы застряли на месяц (учитывая, что саму программу разработчик сделал за 3 недели).

Решал я эту проблему двумя путями. Во-первых, отказался выплачивать остаток гонорара за работу программиста, пока программа не придёт в тот вид, в котором её можно показывать клиентам. Во-вторых, настоял, чтобы со стороны программистов (а там работу выполняла маленькая студия) на проекте появился менеджер. В третьих, я и со своей стороны назначил менеджера, которому поручил ежедневно давить на менеджера айтишников, пока не исправят косяки.

На удивление, появление двух менеджеров существенно ускорило решение вопросов.

Пока на этом всё. Продукт oratornomad.kz только выходит на рынок. Впереди самые важные этапы: первые продажи, потом – выстраивание системы продаж. Будет ли стартап ждать успех? Узнаем через полгода.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/f2cgB

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх