Успехи и перспективы в достижении национальной цели по цифровой трансформации | Умная Россия

Успехи и перспективы в достижении национальной цели по цифровой трансформации

Старший преподаватель кафедры частного права Челябинского филиала Президентской академии Любовь Рубцова рассуждает о результатах цифровой трансформации.
Цифровизация прочно вошла в жизнь обычных граждан и, безусловно, сделала ее комфортнее. Все происходящие в России за последние годы изменения в IT-сфере соответствуют общемировым тенденциям и тому уровню развития информационных технологий, которого смогла достичь мировая наука.


Как справедливо отмечает заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, с учетом существующей геополитической обстановки очень значимым является тот факт, что «Россия — одна из немногих стран, где есть своя независимая развитая интернет-инфраструктура, программные технологии и сервисы», что «позволило избежать гегемонии иностранных сервисов и популяризовать российские решения». В целом отечественная IT-отрасль развивается ускоренными темпами. Ее доля в общем объёме ВВП страны по итогам 2023 года составляет около 2%. Объём отгрузки собственной продукции и услуг, являющийся наиболее значимым показателем состояния индустрии, в 2023 году вырос более чем на 30% и достиг 3 трлн. руб. Средняя зарплата по IT-отрасли в 2023 году выросла на 13%.


Немало усилий для внедрения «цифры» было приложено государством в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления, а также комфортности в получении населением различного рода услуг.
В рамках национальной цели по цифровой трансформации, поставленной Главой государства, до 2030 года необходимо обеспечить высокоскоростной доступ к интернету для 97% домохозяйств (на данный момент показатель составляет 86,4%), а также доступность 95% социально значимых услуг в электронном виде.


Для этих целей Нацпрограмма «Цифровая экономика» в 2024 году будет преобразована в Нацпроект «Экономика данных». Ожидается, что благодаря нацпроекту к 2030 году гражданам будет доступно в 3,5 раза больше госуслуг в режиме онлайн, а ВВП вырастет на 11,2 трлн. руб. счёт технологий искусственного интеллекта.


Тем не менее, цифровые услуги уже сейчас становятся всё доступнее и удобнее для граждан, во многом благодаря работе Единого портала государственных услуг (ЕПГУ). В Правительстве РФ отмечают, что в 2023 году на ЕПГУ было оказано более 340 млн. услуг, а ежедневная аудитория пользователей составила 11 млн. чел. Причем, спектр оказываемых услуг постоянно расширяется. Так, например, с 2021 года с помощью ЕПГУ можно оформить лицензию и получить разрешение на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности (всего 423 вида разрешительных механизмов). С лета 2023 года доступна также услуга досудебного обжалования решений и действий разрешительных органов (в настоящее время этот механизм действует для 410 видов лицензий и разрешений). Причем статистика подачи жалоб в 2024 году свидетельствует о росте востребованности сервиса.


Цифровые сервисы востребованы также в обычной хозяйственной деятельности россиян. Так, в 2023 году покупатели сделали по QR-коду в 5 раз больше покупок, чем в 2022 году, и в 53 раза больше в сравнении с 2021 годом. За 2023 год обороты платежей по QR-коду оказались в 4 раза больше, чем за прошлый год, и в 15 раз – чем за 2021 год. На конец февраля 2024 года каждый второй россиянин (55%) хотя бы один раз в месяц оплачивал покупки по QR-коду.
Любовь Рубцова обращает внимание, что, безусловно, цифровая трансформация осуществляется в субъектах РФ с разной степенью успешности.


Одним из регионов-лидеров является Челябинская область. Так, например, в 2022 году данный субъект РФ занял 5 место в рейтинге цифровой трансформации, который ежегодно составляет Правительство РФ. Одновременно в рейтинге «цифровой зрелости» регионов в этом же году Челябинская область улучшила свои показатели и заняла 15 место. В 2023 году данный субъект РФ вошел в топ-10 (6 место) рейтинга регионов по работе на платформе обратной связи (ПОС), который составляет Минцифры РФ. (Прим.: ПОС позволяет гражданам через форму на ЕПГУ, а также по ссылкам с виджетов на сайтах госорганов или на их официальных страницах в соцсетях направлять обращения в государственные и муниципальные органы по широкому кругу вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях). Кроме того, в 2023 году Национальным центром развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ был составлен рейтинг регионов по индексу интеллектуальной зрелости, в топ которого также вошла Челябинская область (8 место по стране) как регион с наиболее высоким уровнем ИИ-зрелости.


«Такие показатели говорят об ответственном подходе и высоком уровне организации управленческих процессов органами государственной власти региона, — прежде всего, Губернатором, Правительством и Минцифры, — в достижении национальных целей и решении стратегических задач, стоящих перед страной и конкретным субъектом РФ. В конечном итоге успехи в цифровой трансформации позволяют населению Челябинской области комфортно, безопасно и без ограничений пользоваться государственными услугами, особенно с учетом функционирования регионального портала «Госуслуг», а также различными государственными электронными сервисами и решать многие насущные проблемы своей обычной ежедневной хозяйственной деятельности» — считает эксперт.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/LVwTS

Челябинский филиал Президентской академии — один из ведущих гуманитарных вузов Челябинска в области подготовки высококлассных управленцев как для бизнеса, так и для органов власти.

Наверх