Уникальные и малоизвестные русские промыслы

Россия — страна с богатейшей культурой и традициями. Каждый регион здесь славится своими уникальными промыслами. Если матрешки, гжель и хохлома широко известны, то про костромскую скань или ростовскую финифть знают немногие. А ведь малоизвестные ремесла отражают не только местные обычаи, но и являются важной частью национального наследия нашей страны.
Скань (Кострома)
Костромская область вобрала в себя многие виды различного плетения — из бересты, лозы, нитей и, что необычно, из металла. Именно здесь на рубеже XV–XVI веков в небольшом селе Красное-на-Волге развился промысел скани.
Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — «скручивать, скатывать». Другое ее название — «филигрань» (итал. filigrana; лат. filum — «нитка» и granum — «зерно»).
Ювелирная техника скани представляет собой «плетение» узоров из тонких металлических нитей и напаивание на них ажурных элементов (завитков, квадратиков, колечек, бусин и многих других). Для скани используют пластичные металлы, такие как золото, серебро и медь, позволяющие мастерам создавать украшения, предметы быта и декоративные фигурки.
Финифть (Ростов Великий)
Искусство финифти возникло на Востоке и пришло на Русь из Византии в X веке. В то время финифтяная мастерская действовала при Ростовском архиерейском дворе, а ее основателем считается Митрополит Арсений Моцеевич.
В XVII веке французский ювелир Жан Тутен усовершенствовал технологию, открыв секрет использования огнеупорных эмалевых красок. В 1936 году в Ростове была создана финифтяная артель.
Слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень».
На Руси финифть использовали для росписи белоснежной эмали, декорируя ею предметы быта и ювелирные изделия. Изначально финифтяные миниатюры украшали иконы, церковные предметы и одеяния священников, а позже на ювелирных изделиях и миниатюрах мастера стали изображать орнаменты, цветы, птиц и зверей.
Мезенская роспись (Архангельская область)
Промысел возник в селе Палащелье Архангельской губернии, в низовьях реки Мезень, что и дало ему название. Мезенская роспись использовалась для украшения предметов быта, таких как бочки, сундуки, ковши, а иногда и целых изб. Самый древний сохранившийся объект — прялка 1815 года.
В росписи используется два основных цвета: черный (раньше получали из сажи) и карминово-красный (делали из глины и смолы лиственницы). Чтобы защитить рисунок от выцветания, изделия покрывали пленкой из растительных масел или смолы.
Согласно славянской мифологии, роспись часто делилась на три части: Навь (мир теней и смерти), Явь (реальность) и Правь (небесный идеальный мир), где каждый элемент имел свое значение.
В мезенской росписи по-прежнему встречаются языческие символы: прямые линии обозначают землю или небесный свод, волнистые — воду, завитки — воздух, кружочки и треугольники — плодородие, ромб — рождение или перерождение, а спираль — цикличность и энергию. Главные персонажи — лошади, олени и птицы, а популярные сюжеты включают сцены охоты, изображения всадников и повозок.
Чернолощеная керамика (Ростов Великий)
Промысел существовал с VIII по II века до н. э. и был широко распространен на Руси, но к середине XX века практически исчез. В 1987 году семья Щипановых начала восстанавливать старинные традиции в своей гончарной мастерской.
Чернолощеная или томленая керамика представляет собой глиняные изделия, которые выглядят как металлические или чугунные. Перед обжигом их сглаживают камнем или лощилом, затем обжигают в коптящем пламени без кислорода, что создает эффект пепельного покрытия. После этого добавляют сырые дрова, тряпки или навоз, чтобы получить густой черный дым и окрасить изделие.
В этой технике изготавливаются кувшины, посуда, свистульки, колокольчики, игрушки и горшочки.
Черненое серебро (Великий Устюг)
Техника была известна на Руси с X века, но наибольшей популярности достигла в XVII веке, когда ее «родиной» стал Великий Устюг.
В то время для создания черненых узоров на серебряных изделиях использовались методы травления и гравирования. Сначала на изделии вырезали форму рисунка, затем в углубления наносили сплав из свинца, меди и других металлов, который при нагреве соединялся с серебром. После убирали излишки, оставляя только узор.
Первоначально эта технология применялась для изготовления портсигаров, стаканов и шкатулок, а позже мастера начали создавать декоративные предметы и ювелирные украшения.
Автор: Анастасия Федоренко