Сущность свободы выбора

Свобода выбора

Что это: миф или реальность?

Свобода выбора – это естественное право человека и высшая ценность. Она закреплена законодательно Всеобщей декларацией прав человека и конституциями многих стран: мы можем передвигаться, верить, выражать свои мысли сообразно принятым нам решениям. Мы можем выбирать образ жизни, политические убеждения, идеологию, профессию и т.д. Но свобода выбора отнюдь не вседозволенность. Чем серьезнее последствия поступков, тем больше ответственности ложится на плечи человека. Свобода выбора предполагает полное осознание своих действий и долга перед окружающими. Непреложная заповедь: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Право на свободу выбора означает и обязанность отвечать за него.

Всем людям неизбежно приходится делать выбор. Череда принятых решений и последствий, последовавших за ними, формирует характер и определяет будущее. Свобода выбора играет важную роль во всех сферах жизни. Связанные с ней проблемы нередко имеют этический характер. Право на аборт, эвтаназию, однополые браки – это ведь тоже индивидуальный выбор, но, как правило, в глазах общества выбор аморальный или даже незаконный, хотя он и не нарушает границ чужой свободы.

От свободы выбора зависит чувство счастья. В 2006 году Симона Ботти и Энн Л. МакГилл провели эксперимент и доказали, что чем больше возможностей выбирать, тем более удовлетворенным чувствует себя человек. Однако исследователи Хейзел Роуз Маркус и Барри Шварц выдвинули такую гипотезу: слишком большой выбор вызывает неуверенность и сожаления об упущенной возможности. Шварц критиковал избыток выбора в современном обществе. Люди готовы позволить другим решать за себя, даже если результат устроит их меньше – лишь бы не мучиться угрызениями совести.

Почему невозможна абсолютная свобода?

Ответ прост: если один позволяет себе все, он совершает произвол в отношении другого. Признание и уважение прав других людей – разумное ограничение вседозволенности. Бесконечное количество возможностей, как уже говорилось выше, вряд ли может считаться благом, поскольку,  подобно их отсутствию, равно нулю. Французский философ Буридан рассказывал такую притчу: осел, стоявший между двумя равноудаленными охапками сена, умер от голода, так и не решив какую ему съесть. Данте сказал то же самое, но о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них». Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс трактовали свободу как осознанную необходимость. Непреложно действующие силы природы или особенности своего тела нельзя преодолеть. Однако постигнув их сущность, можно расширить пределы мыслимого. Люди не умели летать, но они изучали полеты птиц и стрекоз и сконструировали самолеты и вертолеты.

Свобода выбора – иллюзия?

Платон в диалоге «Государство» привел миф о пещере. Эта знаменитая аллегория наглядно показывает, что мы живем в мире иллюзий. Как узники в пещере, познаем действительность органами чувств и видим лишь тени на стене. Философы проникают в иной мир – мир идей, ставя вопросы и ища ответы на них. Если жизнь – мираж – возможна ли в ней подлинная свобода? Можно не соглашаться с представлениями идеалистов о мире идей, однако часто люди находятся в плену предрассудков, страхов и стереотипов, в своеобразной «пещере», искажающей представление о жизни и выбор. Путь к истинной свободе – борьба со стенами этой западни.

Существует ли свобода выбора вообще?

Американский психолог Бенджамин Либет провел в 1983 году эксперимент, вызвавший большой общественный резонанс. Он доказал, что свободного выбора на самом деле не существует.

Участники эксперимента шевелили рукой (запястьем, пальцем), стараясь сделать это спонтанно, не концентрируясь на желании. Датчики фиксировали точный момент шевеления, а электроды, прикрепленные над теменем (двигательной областью коры головного мозга) отмечали изменение мозговой активности. Испытуемых просили указать точное время, когда они приняли решение (часы особой конструкции позволяли определять время до доли секунд). Результат был удивительным: решение было принято до того, как люди его осознали.

Человеческий ум намного сложнее, чем представляется. Большую часть жизни мы находимся в счастливом неведении о его функционировании и считаем, что он объективен и независим от тела. На самом деле ощущения и переживания определяются электрическими импульсами в головном мозге. В подсознании хранятся древние тени и страхи, а рефлексы, инстинкты, многие навыки обусловлены далеким-далеким прошлым. Дэвид Макрэйни написал книгу «You are not so smart», в которой утверждал, что наш выбор, эмоции, память – это истории, которые мы рассказываем самим себе, и это естественно, это часть человеческой природы.

Эксперимент Дживунга Шина и Дэна Ариэли «игра с дверьми» также подтверждает, что люди предпочитают иметь больший выбор не из-за желания свободы, а из-за страха потерять возможность.

Почему свобода выбора важна

Даже если свобода выбора иллюзия, то без неё невозможен прогресс. Без свободы выбора невозможно существование гражданского общества. Её отсутствие означает одно – рабство, диктатуру. Человек может предоставить другим право решать за себя – это его выбор, но без закрепленной в правовых нормах свободы выбора неизбежен произвол. Отличительные черты свободы выбора – сознание последствий своих поступков и ответственность за них. Это необходимый залог сохранения своей индивидуальности. Добровольно следуя нравственным и правовым нормам (если они справедливы) независимо от того носит деятельность анонимный характер или нет человек сохранят в себе человека.

Автор: Варвара Филашкина

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх