Самые знаменитые ирландские саги

С древности и до наших дней тема «блаженных стран» является очень актуальной для человечества. Тяжелые жизненные испытания заставляют человека мечтать о местах, где можно без усилий обрести покой и избавиться от необходимости бороться за своё существование.  

В мифологии всех времён и народов большое место занимают легенды об этих блаженных странах, попав в которые, человека окружали бесчисленные удовольствия. Подобные места в основном описывались как далекие от людского мира, поэтому лишь немногим героям удавалось найти к ним дорогу. 

Письменность постепенно развивалась,  а мечты о блаженных странах по-прежнему были популярны, и переходили на страницы литературных произведений. 

Данный сюжет наблюдается ещё в античной литературе. Овидий в «Метаморфозах» упоминает «золотой век», во время которого люди не знали жестокости и войны. Тяжкий труд также был им неведом, так как земля сама давала все необходимое. В то время всегда была весне, а в реках вместо воды тёк нектар. 

У Гесиода в «Трудах и днях» также, как и у Овидия, описывается «золотой век». Никто не знал ни боли, ни страданий, ни труда, ни старости. Люди жили в изобилии и удовольствиях под покровительством верховного бога Кроноса. 

В «Одиссее» Гомера Одиссей попадает на остров феакийцев, которые живут счастливо и безбедно. Схерия своего рода чудесная земля, где боги пируют вместе с людьми среди богатства и красоты. 

С распространением христианства люди стали верить в Эдем, в котором жили первые люди. «Ветхий завет» рассказывает об изгнании Богом первых людей из рая за первородный грех, что легло в основу важнейшего догмата христианской религии.  

В эпоху Возрождения данная тема также породила множество произведений, в итоге став отдельным литературным жанром.  

Позднее название данное известное направление получило после выхода «Утопии», написанной Томасом Мором. 

Теме морского путешествия и образу далекой блаженной страны посвящено множество ирландских саг, которые, как правило, относятся к фантастическому, а не к героическому эпосу. 

Ключевой особенностью изображения блаженных стран является описание беспечной жизни. Согласно традиции, далекие прекрасные края изображаются как остров, земля которого, скорее всего, будет покрытая не вереском, а мягкой травой, где никто не знает болезни и смерти, еда и напитки даются в неограниченном количестве, и жители блаженных стран получают их без труда. 

«Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв»-одна из таких саг. 

В ней описывается край, в котором  «длится беспрерывный пир, которого не надо готовить – счастливая жизнь вместе, без распрей». В данной саге впервые появляется название для жителей чудесной страны- «сиды», которое имеет сразу два значения: магические холмы Ирландии и непосредственно название жителей. 

Женщина явилась к Конде, главному герою, и пригласила его в блаженную страну, в которой «длится беспрерывный пир, которого не надо готовить – счастливая жизнь вместе, без распрей». Незнакомка обещала, что в этой стране не будет ни смерти, ни бед, однако друид по просьбе отца главного героя делает саму женщину невидимой, а ее голос неслышимым. Перед этим чужеземка успела дать герою яблоко, откусив которое, он уже не смог ее забыть. В итоге Конда уплывает вместе с ней в стеклянной ладье в блаженную страну сидов. Стоит отметить, что само слово «сид» означает тишину и мир, что полностью описывает уклад жизни обитателей блаженной страны. 

Другая прекрасная страна Эмайн, в которую главного героя также зазывает женщина, описана в саге «Плавание Брана, сына Фебала»:

«Есть далекий-далекий остров,

Вкруг которого сверкают кони морей,

Прекрасен бег их по светлым склонам волн…

<…>

Там неведома горесть и неведом обман.

На земле родной, плодоносной,

Нет ни капли горечи, ни капли зла,

Все – сладкая музыка, нежащая слух.

Без скорби, без печали, без смерти,

Без болезней, без дряхлости –

Вот истинный знак Эмайн.

Не найти ей равного чуда.»

Главный герой Бран отправляется в путешествие через день после встречи с прекрасной женщиной. Повествование о плавании дополнено рассказом о морском боге, который может предсказывать своё будущее воплощение на земле. Подобная вставка возможна благодаря свободной композиции саги. 

Далее герои оказываются на Острове Радости, который олицетворяет собой одно из самых примитивных осмыслений мифического образа блаженной страны. 

Далее Бран со своими спутниками попадает в Страну Женщин, где также не было смерти, голода и болезней. Хотя героям казалось, что они пробыли там лишь один год, в действительности они прожили там много лет, поэтому когда путешественники вернулись к своим родным берегам, первый сошедший на землю обратился в прах. 

Необходимо заметить, что и в этом чудесном краю живут лишь женщины и девушки. В Ирландии в средние века женщины были равны мужчинам и принимали участие в тех же делах, включая войну. Однако, возможно, население блаженных стран одними женщинами-это просто гипербола, которая помогает создать более поэтический образ края, в котором процветает матриархат. 

В других сагах, таких как «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» и «Плавание Майль-Дуйна» также подчеркивается, что все жители острова блаженства – женщины, что, вероятнее всего, тоже отражает черты матриархата, существовавшего при родовом строе.

Существует весьма распространённое среди литературоведов мнение, что в основе описания блаженной страны лежат представления кельтов о загробном мире, осложнённые некоторыми чертами мифов античности и христианских сказаний. 

«Плавание Майль-Дуйна»-это ещё одна сага на тему путешествия в блаженную страну, однако по композиции данная сага гораздо более сложная, нежели две предыдущие. Композиция саги необычна и несколько сумбурна, так как в эпизодах, которые то дополняют, то контрастируют друг с другом, постоянно встречается повторение. Главный герой, Майль-Дуйн, вместо со своими спутниками отправляется в плавание с целью отомстить убийце отца. Путники оказываются на необычных островах, пробуют волшебные фрукты и встречают волшебных животных. А. А. Смирнов описал сбивчивую композицию саги следующим образом:

«в этой наивной бессвязности рассказа есть своя прелесть: она превосходно передает чувство беспомощности путников, носимых судьбою по волнам беспредельного и жуткого, полного диковин океана». Таким образом, исследователь кельтского эпоса превращает сумбурность композиции в своеобразное достоинство саги. 

В восьмой главе время своих странствий герои попадают на Остров прекрасных женщин, который описан в саге в соответсвии с традицией изображения прекрасных стран. 

В «Плавании Майля-Дуйна» также встречается тема тоски по родине: пробыв на острове в приятной компании королевы и ее семнадцати дочерей три месяца, спутники Майли-Дуйна все же просят его вернуться домой. Несмотря на то, что эти три зимних месяца путники провели ни в чем себе не отказывая, им они показались тремя годами. Так, все блага чудесного края не смогли перевесить в героях любви к родине. Подобная ситуация, когда спутники героя уговаривают его вернуться домой, встречается и в  «Плавании Брана, сына Фебала». 

Особенностью саги «Плавание Майль-Дуйна» является то, что по сравнению с другими сагами, в ней особенно выделяется образ корабля. Для путников корабль, на котором они провели много времени с начала своего путешествия, является вторым домом. Помимо этого, корабль также представлен как своего рода спаситель, потому что не раз героям удавалось сохранить жизнь лишь благодаря быстроте корабля. 

Стоит отдельно упомянуть сагу под названием  «Приключения Кормака в Обетованной стране», которая также посвящена теме путешествия в прекрасную страну, но все же несколько отличается от других саг. В основе сюжета лежит история о том, как главный герой король Кормак отправляется следом за седовласым воином в страну сидов, после того, как воин забрал у Кормака жену и дочь с сыном после обмена волшебной усыпляющей ветви Кормака на три любых желания. Уже в самом начале видно отступление от традиционных особенной подобных саг: проводником в блаженную страну является седовласый воин, а не девушка. 

Попав на остров, король увидел на нем множество чудес (как, например, кабана, который варился с помощью четырёх правдивых рассказов), однако основное внимание уделено не описанию чудес прекрасной страны, а чувствам главного героя. В этой саге мы видим, как горе Кормака сменилось радостью после возвращения своей жены и детей. 

Как правило, ирландские саги, посвящённые теме морского путешествия и блаженной страны, относятся к фантастическому эпосу, однако есть и такие, которые относятся к героическому, как, например, сага под названием «Болезнь Кухулина». В ней главный герой, влюблённый в прекрасную Фанд, не только наслаждается жизнью в блаженном краю, но он также проходит там множество испытаний. 

Хотя в этой прекрасной стране все жители красивы, никто не ведает обмана, царит изобилие и доброта, но в ней не царят мир и спокойствие, которые являются одной из самых важных черт в характеристике блаженных стран. 

При описании далекой страны Лойг говорит следующее:

«Видел страну я добрую, светлую,

Нет там обмана и ложь неведома…», однако прекрасные сиды вынуждены воевать, и, не справляясь с врагами, просят помощи у Кухулины. Так же, как Кондла или Бран, герой ирландских саг отправляется в прекрасную страну, одержимый красавицей тех мест, чтобы сражаться за неё. 

Несмотря на то, что у всех саг есть свои особенности как в сюжете, так и в описании героев, все они имеют похожую схему построения: во время морского путешествия герои саги намеренно или непреднамеренно, но попадают в блаженную страну, которая также всегда описывается более-менее одинаково. Однако этот приём довольно часто встречается в произведениях мировой литературы, в которых описываются идеальные утопические миры. Как, например, феакийские острова Гомера, острова Утопия Мора или Города Солнца Кампанеллы. Но если у Гомера жители Схерии были умелыми мореплавателями, то сиды, в отличие от феакийцев, живут лишь развлечениями. 

Образ  обетованной страны, так часто встречающийся в произведениях искусства всех времён и народов, также нашёл своё отражение в ирландских сагах, описывающих страны в которых нет смерти, болезни, голода, но есть доброта, чистота, вечное изобилие, красота и недостижимый на земле покой. 

Автор: Андронова Иоланта

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/qIsrv

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх