Развитие навыков саморегуляции | Умная Россия

Развитие навыков саморегуляции

Ученые факультета психологии МГУ в ходе работы над проектом в рамках ежегодной программы «Большие вызовы», проводимой образовательным центром «Сириус» для школьников, победивших в научно-техническом конкурсе, разработали рекомендации для подростков по развитию навыков саморегуляции.

Сегодня, вследствие массовой цифровизации образования, перед учащимися остро встает вопрос о том, как развивать собственную образовательную самостоятельность и формировать свою учебную независимость. Здесь важную роль играет уровень осознанной саморегуляции как индивидуальной способности человека в самоорганизации собственной активности. Несформированность саморегуляции отрицательно влияет на продуктивность самостоятельного учения, снижая уровень социальной успешности и академической успеваемости.

Для определения актуального уровня саморегуляции и психологических параметров, влияющих на него, авторы работы провели исследование, в рамках которого опросили 78 подростков в возрасте 14-17 лет, проходивших обучение в центре «Сириус» по направлению «Наука». Было обнаружено, что у большинства подростков, занимающихся научной деятельностью, относительно невысокий уровень развития эмоциональной саморегуляции, тогда как уровень развития осознанной саморегуляции выше среднего. Помимо этого, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что на уровень осознанной саморегуляции влияют такие психологические показатели, как жизнестойкость, перфекционизм и креативность.

Опираясь на обнаруженные связи, авторы исследования составили рекомендации, включающие упражнения по развитию эмоциональной саморегуляции (арт-терапия, методы переключения внимания), жизнестойкости и параметров адаптивного перфекционизма (переписывание негативных убеждений и поиски вдохновения), а также методы тайм-менеджмента (квадрат Декарта и матрица Эйзенхауэра). Выбор именно этих упражнений обоснован, в первую очередь, их направленностью на психологические особенности, которые опосредованно развивают осознанную саморегуляцию.

Разработанные рекомендации могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования, школах, кружках, а также различных секциях научной направленности, в качестве научно и эмпирически обоснованного инструментария, направленного на развитие образовательной самостоятельности и формирования учебной независимости у старших подростков.

С более подробной информацией по исследованию вы можете ознакомиться на сайте.

Источник: msu.ru

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/LiYtj

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх