Расширении границы территории опережающего развития | Умная Россия

Расширении границы территории опережающего развития

Доцент кафедры таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС-Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Владимир Николаев прокомментировал постановление о расширении границы территории опережающего развития (ТОР) “Столица Арктики” в Мурманской области. 

10 февраля документ был подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным и опубликован на сайте правительства. В нем отмечалось, что на новых территориях ТОР создадут контейнерный терминал, который обеспечит международные транзитные морские грузоперевозки. Там же будет происходить перевалка грузов на суда ледового класса, которые могут функционировать на трассах Северного морского пути. Окончание работ по созданию логистического комплекса намечено совершить до 2026 года.

По словам эксперта, Развитие СМП прежде всего направлено для обеспечения перевозок энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь), а также железной руды и других ресурсов. Организация контейнерных перевозок тоже рассматривается по СМП, как альтернативный путь через Суэцкий канал, но тут возникают требования к самим грузам, в контейнере которых должны находиться грузы, которые могут выдерживать отрицательные температуры и к торговым судам, которые имеют допуск для движения по СМП.

«Также немаловажным является и вопрос размещения терминала. На мой взгляд размещения основных терминалов СПМ логичнее было бы возводить в районе Новой земли, например, развитие порта Индига на берегу Баренцева моря в НАО, позволит сократить путь ледокола более 1000 км на круг, так как Баренцево море не замерзает. Однако вопрос развития железной дороги и персонала в НАО, в отличие от Мурманской области, которая обладает данными ресурсами», – комментирует Владимир Николаев.

Владимир Николаев также отметил, что другой особенностью СМП является его мелководность, так проливы Санникова и Лаптева в некоторых местах достигают 11 м, что приводит к использованию судов с загрузкой менее 4000 TEU, когда Суэцкий канал способен пропустить контейнеровозы вместимостью 20 000 TEU, что делает стоимость перевозки практически равнозначной. Закон масштабной экономии общеизвестен: себестоимость перевозки одного контейнера снижается с ростом грузовместимости судна. Тогда нужно задуматься о сокращении затрат. Строительство новых контейнеровозов вместимостью от 2000 TEU ледового класса не ниже Arc 4, в настоящее время довольно проблематично из-за проблем поставок навигационного оборудования и силового узла, в связи с этим возможно рассмотрение для «Русатом Карго» станет строительство контейнерных барж и возможности буксировки их атомными ледоколами, но такие идеи и возможности должны рассмотреть инженера.

«ООО «Русатом Карго» — отраслевой логистический оператор госкорпорации «Росатом» – может позволить себе высокорискованные проекты там, где ему удобно.Исходя из этого становится вопрос перспектив использования Мурманска в качестве контейнерного хаба на СМП и использования СМП для контейнерных перевозок», – комментирует эксперт.

В постановлении сообщается, что реализация проекта позволит привлечь 46,4 млрд рублей частных инвестиций и создать более 700 новых рабочих мест.

Сейчас на территории ТОР свои проекты реализуют девять резидентов. Общий объем их инвестиций составляет 129,9 млрд рублей, также создано около 2,6 тыс. рабочих мест.

Подводя итоги эксперт отмечает, что подписание постановления о расширении границы территории опережающего развития (ТОР) “Столица Арктики” в Мурманской области не гарантирует эффективную реализацию использования Мурманска в качестве контейнерного хаба на СМП и использования СМП для контейнерных перевозок.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/niAe1

РАНХиГС Санкт-Петербург – один из ведущих вузов Санкт-Петербурга в области подготовки государственных и муниципальных служащих, а также управленцев для реального сектора экономики, общественных и политических организаций. spb.ranepa.ru

Наверх