Работа в киноиндустрии | Умная Россия

Работа в киноиндустрии

Я как действующий художник кино, постановщик коммерческого кадра, стилист и имидж-консультант, получала профессиональный опыт , проходя непростые испытания, которые проходят если не все, то очень многие люди..

Известный факт, что хорошая образовательная база – не гарантия успеха в построении карьеры. Это лишь базовый фундамент, который постоянно нужно укреплять, наращивать, совершенствовать.

Когда выходишь “в свободное плавание” как самозанятый или ИП , всегда ошибочно думать, что вы – “сами себе хозяева”. В любой сфере “свободный художник” так или иначе с кем-то взаимодействует: с партнерами в том же налоговом статусе, что и вы, или с компаниями разного масштаба. И эта связь на проектах регламентируется контрактными взаимными обязательствами, долгосрочными или краткосрочными. Кроме того, если у вас есть команда, вы несете перед ней ответственность. А если же эта команда закреплена за вами юридически (т.е. вы являетесь действующим ИП и у Вас есть наемные сотрудники), то эта ответственность еще более существенна: Вы несете определенные расходы, связанные с налоговыми и страховыми обязательствами, обязательную долю расходов на обеспечение деятельности, включая оплату труда сотрудников, инвестиции в развитие и многое другое.

В итоге, работающий “на себя” по факту работает …на всех.

В самом начале карьеры, покинув совершенно иную сферу и вернувшись, после долгого перерыва, в работу своей мечты, я, конечно же, столкнулась с рядом проблем. Но я была готова к ним, т.к. человек я достаточно грамотный, адекватный и с хорошим жизненным опытом, я понимала, что я – одна из многих, и мне, как и всем, придется бороться за каждый проект, за “место под солнцем”. Я должна аргументированно доказывать, почему на тот или иной проект должны пригласить именно меня.

За 2,5 года активной работы я имею: опыт съемок крупных и средних рекламных проектов в качестве ассистента художника по костюму, художника по костюму, стажера; большой опыт съемок художественных, рекламных, социальных проектов, включая публикации для известных европейских и отечественных журналов – это более 20 публикаций и 7 обложек, видеоклипы, киноклипы, контент для брендов и представителей мультибрендовых магазинов, контент для продюсеров. Во многих проектах я не только стилизовала съемки и ставила кадр, но была еще и арт-директором, кастинг-директором и продюсером проектов, не считая работу с частными клиентами ,- как стилист я одеваю преимущественно мужчин, среди моих частных заказчиков юристы, предприниматели и руководители предприятий, один политик и люди из другой, основной моей сферы – из кино).

Снимала (и снимаю сейчас для себя и для журналов) проекты. Эстетика, история, глубина, персонажи и образы…Разная направленность. Я готовилась к работе в кино. Это намного сложнее, но и намного интереснее, чем работа в индустрии моды или в рекламе.

Из-за занятости в кино и театре, сейчас стало не хватать времени, но раньше я вела колонки в изданиях в качестве эксперта в рамках своей компетенции, где делилась не только и не столько актуальной и “модной” информацией, сколько полезной и даже необходимой (вопросы качества товаров и умение ориентироваться и выбирать их, вопросы здоровья и безопасности, вопросы финансовой грамотности в условиях кризиса, а также тенденции, которые вне времени и моды).

Говоря о теме и пути развития, в связи с вышеизложенным, должна сказать, что путь того, кто строит карьеру сам, без родительского, супружеского и прочего спонсорства, своим трудом,- всегда труден. Тернист и безжалостен.

Постоянные падения и взлеты, радости, иллюзии, разочарования и срывы проектов. И отказы. Много отказов. Это нормально, касается всех. Адекватный, сильный и мотивированный специалист , в таких случаях, понимает, что только работа над собой, работа над ошибками, постоянное саморазвитие и трудолюбие приводит к успеху. Если поддаться панике, впасть в уныние и позволить себе выгореть, – шансов на успех НЕТ.

Прошла, в счастью, время 90-х, где все решали связи. По опыту вижу, что связи бездарным и ленивым не помогают, их карьера завершается, не начавшись. А на проекты выбирают тех, кто “горит” своим делом, кто не может жить без своей работы.

И мало приехать куда-то (в кинокомпанию, на киностудию, в продюсерский центр, редакцию) и показать дипломы, представить себя, рассказав о своих знаниях и профессиональных амбициях, не имея портфолио. Рынок специалистов в индустрии перенасыщен, и именитые эксперты убеждены, что перенасыщен он не теми, кем следовало бы. То есть качество работы и уровень компетенций весьма сомнительны, по их мнению. С опытом, я понимала , что это действительно так, я видела рядом и очень достойных, талантливых и трудолюбивых коллег, и совсем других, прямо противоположных по качествам.

Не имея “свежего” портфолио, мне нечего было показать заказчикам, я понимала это и не пробовала. Более того, даже имея хороших знакомых и друзей в кино и рекламе (режиссеров, продюсеров) я не считала правильным обращаться к ним за помощью, потому что я должна была прийти как профессионал, а не чья-то знакомая. И, несмотря на то, что я всегда была приверженцем принципа великого полководца А.В. Суворова “Кто знает дело, тот не знает страха”, страхи были и бывают, и еще какие! И дело не в том, что я чего-то могу не уметь и не знать. Если так, то я иду и учусь, потом делаю. А в том, что у меня и тех, с кем работаю, могут быть разные взгляды на то, как мы видим процесс и конечный результат. А вдруг я не оправдаю доверия? А вдруг я от чего-то отстала? .

В итоге, я начала работу с неизвестными, но перспективными, на мой взгляд, людьми, которым тоже было важно прорекламировать свое дело. И мы работали по бартеру или я работала за небольшой гонорар. Демпинг никогда нигде не приветствуется. Но есть разница: когда приходит обеспеченный, известный заказчик и предлагает заведомо не выгодные условия при наличии возможности честно и достойно оплатить качественно выполненную для него работу, -это одно. А когда молодой талантливый начинающий дизайнер или предприниматель с трудом, как и ты, начинает свое дело, вкладывая весь свой труд, но не имея пока хороших доходов, то почему бы не помочь за посильную для него оплату сделать все максимально качественно и с душой? И такой опыт у меня был, который со многими перерос в хорошие партнерские и человеческие отношения. Они выручали меня не раз на съемках, бесплатно предоставляя мне одежду, обувь, аксессуары, помещения.

К сожалению, в индустрии моды и рекламы и в киноиндустрии недобросовестных людей достаточно. У нас нет четкой законодательной базы, не все вступают в профсоюзы и многие доверяются заказчикам и исполнителям без договорной основы.

Опыт научил меня разделять личное от рабочего, выстраивать границы дозволенного и обеспечить себе безопасность в вопросе прав и финансов. Себе и своим помощникам.

В целом же, я продолжала работать с небольшими, но интересными мне заказами, а также делала проекты “для себя”, которые, как раз, и “выстрелили”. По ним меня заметили и стали приглашать на большие коммерческие проекты.

И лишь тогда, когда я сняла много разноплановых, интересных проектов, стажировалась в кинокомпании ради повышения квалификации, сделав как ассистент и стажер пару проектов, а до этого стажировалась еще на 2 проектах просто без гонорара, у меня стали появляться заказы.

Отдельно отмечу, что когда я, умея и делая до этого многое сама, согласилась работать на 2 рекламных проектах в крупной компании без гонорара, пошла на это осознанно: получив там новые знания, навыки и, что немаловажно, полезные знакомства, поняла, что это почти бесценно и обычно за такой опыт люди сами готовы платить. Для этого и ездят на платные курсы, платят за то, что получают новые знания и информацию. А мне это досталось бесплатно, я тратила только время, – ведь все расходы по съемкам оплачиваются продюсерской компанией из средств заказчика.

Когда мне стали предлагать съемки как художнику и стилисту, я уже знала ставки по рынку, ставки прописаны у нас в профсоюзе кинематографистов. И знала цену своему труду. И получалось забавно иногда: ранее предлагавшие низкий гонорар компании получали отказ от меня, и я отказывалась спокойно, не сожалея. Потому что идти на демпинг- вредить коллегам и индустрии в целом. И потому что высококвалифицированный и грамотный специалист заслуживает достойной оплаты, а не работы “за еду”. И вскоре эти же заказчики возвращались ко мне, предлагая проект на моих условиях.

Не нужно боятся ни отказов, ни неудач. Важно быть хорошим специалистом, работать на совесть, работать очень много, особенно поначалу. Более того, поначалу работать много приходится зачастую на энтузиазме для себя ради опыта. И важно постоянно расти, учиться у лучших. И в своей работе, и отчасти в работе смежных департаментов, потому что работа в кино, к примеру,- это командная работа и каждый департамент должен понимать, кто есть кто в производственном процессе.

Автор: Татьяна Олрер

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/p6kP5

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх