Путь к бестселлеру: как молодому автору найти своего издателя?

Путь к бестселлеру: как молодому автору найти своего издателя?

Современная литература отвечает запросам времени и поднимает актуальные для молодого поколения вопросы. Наступает время новых авторов со своими историями и смыслами – быть может, именно они станут новой классикой. Однако путь творцов в индустрию литературы не так прост: нужно не только написать хороший материал, но и суметь заинтересовать издательство, читателей и критиков. Дебютанты, чьи книги увидели свет после участия в образовательной программе арт-кластера «Таврида», и редакторы ведущих издательств страны рассказали о том, как произведения молодых писателей становятся бестселлерами.

Смирить свою гордыню и перестать бояться

Книга «Протагонист» резидента арт-кластера «Таврида» Аси Володиной появилась на полках книжных магазинов совсем недавно и уже успела взбудоражить литературное сообщество. Психологический триллер через 9 монологов раскрывает возможные причины гибели студента и показывает героев, чьи поступки могли стать триггерами трагедии. Ася по образованию филолог и литературовед, её волнуют темы образования и воспитания, поэтому произведение «Протагонист» написано в жанре университетского романа.

«Меня волнует тема сбитой коммуникации, когда кажется, что наш ответ – самый верный и правильный. Важно смотреть и на чужую точку зрения. Литература как раз позволяет взглянуть на мир в его сложности. Я довольно долго не решалась выйти к кому-то и показать свой текст, писала рукопись, редактировала ее самостоятельно, хотя тексты необходимо показывать. Молодому писателю нужно смирить свою гордыню: понять, что ты только начинаешь и тебе есть чему учиться. С другой стороны, «начинающий» – не значит, что нужно забиваться в угол и существовать самому по себе. Важно искать свое сообщество, которое поддержит и даст обратную связь, – «Таврида» как раз такое сообщество», – рассказывает Ася Володина.

 «Ася Володина – умнейший прозаик, тонкий и чуткий писатель, несмотря на молодость и всего 2 изданные книги, уже очень профессиональный автор, настоящий мастер своего дела. Роман «Протагонист» – жемчужина сразу по нескольким параметрам. Это и классический page-turner: книга прочитывается на одном дыхании, текст не отпускает. Это и глубокий, располагающий к размышлениям текст, работающий сразу на нескольких смысловых уровнях. Он сложно устроен – и при этом продуман до мелочей, до деталей. И психология героев, и атмосфера времени, и множество других вещей – перечислять удачи Аси можно бесконечно», – поделился эксперт арт-кластера «Таврида», редактор «Редакции Елены Шубиной» Алексей Портнов.

Ася Володина нашла своего издателя Алексея Портнова на «Тавриде» в 2021 году – там она представила свою историю и получила предложение издать её в «Редакции Елены Шубиной».

Следователь, открывший собственное творческое я

Первый рассказ, который положил начало сборнику «Виноватых бьют», Сергей Кубрин написал на «Тавриде». Главный герой произведения – оперативник уголовного розыска по фамилии Жарков – появился неслучайно, ведь Сергей сам по профессии следователь.

«Кубрин – талант-самородок, отчасти не осознающий сам себя. Он не профессионал (но в его случае это не критично), он не знает, «как писать все эти ваши тексты» и не разбирается в теории и технологии, но просто записывает то, что ему Боженька надиктовал, а он услышал», – эксперт арт-кластера «Таврида», редактор «Редакции Елены Шубиной» Алексей Портнов.

«Сам литературный процесс для меня скорее не про вдохновение, а про каждодневный труд. Кстати, среди основных проблем у молодых авторов можно выделить отсутствие системного подхода, ведь все ищут в первую очередь вдохновение. Некоторые же стремятся скопировать или спародировать кого-то, подражают чьему-то стилю, хотя нужно открывать собственное творческое я», – рассказывает Сергей Кубрин.

После участия в образовательной программе арт-кластера «Таврида» сборник Сергея Кубрина издали в РЕШ. Чистосердечные истории вошли в лонг-лист литературной премии «Ясная Поляна», а также Сергей стал победителем литературной премии «Лицей».

«Не парься, всё будет нормально»

Молодой автор Ислам Ханипаев впервые приехал на «Тавриду» в 2020 году, имея за плечами шесть рукописей и одну мечту – издать собственную книгу. Первое произведение называлось «Типа я», роман написан от лица восьмилетнего мальчика, живущего в Махачкале. Ислам признается, что с детства был знатным выдумщиком и не хотел заурядной жизни, а уже в сознательном возрасте ушел в кинематограф и начал писать сценарии, которые переросли во что-то большее.

«У Ислама Ханипаева очень широкий жанровый диапазон. Он лишён страха не справиться, ошибиться, он придумывает идею – и смело берётся за её реализацию. Он интересно мыслит сюжетными блоками. Для него история первична, а стиль и структура уже вырастают потом. Это яркое и заметное явление среди нового поколения писателей», – объясняет эксперт «Тавриды», редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева.

«Если относиться к писательству как к индустрии, то конечно самое сложное – это поиск издательства. Это нелегкая задача для начинающего писателя и тут, конечно, премии и такие проекты как «Таврида» просто идеальные площадки. В писательском деле в самом начале пути очень важно, чтобы кто-то похлопал тебя по плечу и сказал «не парься, всё будет нормально».  Однако стать заметным на литературной премии или пройти отбор «Тавриды» сможет по-настоящему молодой автор, у которого есть потенциал. Так получилось, что на полях «Тавриды» я получил предложение об издании первой книги, а вторая выиграла издательскую программу – в некотором смысле джекпот. Поэтому я уверен, что каждый хороший текст найдёт своё издательство. Например, мои старые, не самые лучшие романы, вдруг начинают интересовать издательства, хотя они были моим поиском себя», – рассказывает Ислам Ханипаев.

Кстати, совсем недавно Ислам выиграл специальный приз «Выбор читателей» с книгой «Типа я» крупнейшей литературной премии России «Ясная Поляна». Юбилейная 20-я церемония вручения состоялась в Большом театре в Москве.

Слово редакторам

Авторы и редакторы сходятся в том, что главная проблема на пути в индустрию – найти издателя. Творцы либо боятся показать свою работу, либо не знают, как правильно выстроить коммуникацию с потенциальным партнером.

«В первую очередь издателя интересует хорошая история, качественно написанный оригинальный текст, который потенциально может быть интересен широкому кругу читателей. Да, выводить на рынок начинающего автора не всегда просто, и издатели это прекрасно понимают, взвешивая все за и против издания. Но хороший текст, как правило, всегда перевешивает сомнения. Не следует показывать версии, не прошедшие саморедактуру и самокорректуру. Кроме того, нужно написать хороший синопсис и авторскую аннотацию. Тщательно выяснить, какие издательства издают литературу такого типа (жанр, направление), чтобы не отправлять всем подряд, в том числе тем, кого рукопись точно не заинтересует», – рекомендует эксперт «Тавриды», редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева.

«Непросто бывает найти «своих» – так, чтобы текст и издательство совпали как пазл. Издательства (увы, жёсткая рука рынка диктует свои законы) зачастую опасаются выпускать книги никому не известных новичков – продажи невозможно спрогнозировать (точнее, почти наверняка они будут скромными). Издавать новые имена – это всегда риск не отбить вложения для издательства. Но кто не рискует – тот лишает себя шанса открыть новый бестселлер.

На первом месте для меня всегда качество текста. Мы принимаем решение, только исходя из этого. Тема, жанр, описываемое время, политические позиции и прочее – всё это не имеет значения. Важно лишь – талантливо ли это написано или нет. Лично я обращаю внимание в первую очередь на язык, на стилистику, на то, как написано, что автор умеет делать со словом. По Бродскому: «Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык». Второй важнейший момент – это умение выстроить увлекательный, захватывающий сюжет. Спойлер: в современной русской литературе с этим ситуация аховая. Зачастую авторы просто не задумываются о том, чтобы читателю было интересно. Они думают больше о самовыражении, а не о тех, для кого они пишут. Но, к счастью, появляются и писатели-профессионалы, в том числе среди молодых, которые знают сценарное искусство, умеют работать с героями и сюжетом, делать текст не только умным и глубоким, но еще и увлекательным», – поделился эксперт арт-кластера «Таврида», редактор «Редакции Елены Шубиной» Алексей Портнов.

Чтобы ближе познакомиться с творчеством  участников «Тавриды» и погрузиться в современную российскую литературу, команда арт-кластера составила топ-книг талантливых молодых авторов:

  • «Протагонист», 2022. Ася Володина.
  • «Часть картины», 2022. Ася Володина.
  • «Виноватых бьют», 2022. («Мирный житель», «Домой ужасно хочется», «Вещественные доказательства»). Сергей Кубрин.
  • «Типа я», 2022. Ислам Ханипаев.
  • «Холодные глаза», 2022. Ислам Ханипаев.
Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/ooIBz

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх