Проект (non)human – делится Никита Зверев | Умная Россия

Проект (non)human – делится Никита Зверев

«Жизнь переламывалась надвое, но со вчерашнего дня я уж привык все ставить на карту»

«Игрок». Ф. М. Достоевский

Приветствую! Меня зовут Никита. Я являюсь сооснователем проекта (non)human – молодого лектория из Санкт-Петербурга, в рамках которого читаются курсы, проводятся лекции и организуются культурные вечера на различные темы, основная из которых – tech culture. Мы приглашаем экспертов из различных областей для того, чтобы они рассказали нашим гостям, как та или иная сфера трансформировалась под влиянием технологий – искусство, бизнес, наука.

По сути, мы являемся своеобразным маркетплейсом, в рамках которого мы совместно с экспертами в разных областях предоставляем нашим гостям выбор, на какое мероприятие им сходить или какой онлайн курс сегодня послушать. Мы предоставляем нашим гостям уникальный опыт, в рамках которого они могут проводить культурный отдых, обучаться полезным навыкам и, конечно же, быть в курсе современного состояния всех сфер человеческой деятельности. Мы чувствуем, что тема технологий в социальном и культурном контексте сейчас особенно актуальна.

Развитие частного лектория – деятельность на стыке бизнеса, творчества и науки. Несложно догадаться, что такое дело сталкивается с рядом острых проблем.

2022 год сильно ударил по творческим проектам

Нам особенно «повезло» открыться в 2022 году, кризис которого не ограничивается лишь сильным снижением покупательной способности. Паника, которая возникла как реакция на резко разворачивающуюся геополитическую ситуацию, ударила по нашему проекту достаточно сильно. В такой ситуации людям часто становится не до культурного отдыха или дополнительного образования. Именно этот фактор делает данный кризис особенным и наименее благоприятным для художественных проектов.

Тем не менее, нельзя говорить о том, что лектории в целом очень чувствительны к кризисам. Известный факт состоит в том, что в пандемию рынок лекториев значительно вырос. Тот, кто оказался способен быстро перестроиться на онлайн формат, только выиграл от запрета публичных мероприятий. В условиях нарастающего одиночества люди стали еще больше приобретать онлайн курсы и посещать вебинары. Ну а после социальных потрясений, спустя некоторое время, когда ажиотаж вокруг этого потрясения поутихнет, людям снова хочется отдохнуть от накопившихся в обыденной жизни проблем и окунуться в мир искусства, науки или техники.

Сейчас же ситуация совсем иная – людей беспокоит совсем не одиночество. К тому же, ситуация для многих стала гораздо более стрессовой по сравнению с временами пандемии, так что проблема нехватки гостей на наших мероприятиях встала довольно остро. А там, где одна проблема успевает плотно обосноваться, за ней по цепочке подтягиваются остальные. Здесь мы подходим к другой проблеме – к конкуренции с гигантами рынка в кризисное время.  

Лектории плотно зажаты между театрами и музеями с одной стороны и крупным инфобизнесом – с другой

Конкуренция, особенно когда мы говорим о любом виде инфобизнеса, явление само собой разумеющееся, но особенно остро мы ощутили ее в то время, когда спрос на наш продукт резко упал. В такой ситуации те люди, которых еще можно было бы привлечь, с наибольшей вероятностью пойдут к крупным игрокам. Все благодаря их узнаваемости, которая работает на доверие к ним.

Кроме того, ситуацию осложняют различные онлайн школы и все те, кто предоставляют своим клиентам быстрое дополнительное образование (обычно в IT сфере). Ниша лекториев во многом отличается такого рода онлайн образования, но их целевые аудитории могут пересекаться. К тому же оба этих вида деятельности предоставляют своим клиентам возможность повысить их уровень образования в свободное время. И когда у человека встает выбор на что потратить свободный вечер – на прослушивание лекций о технологиях в современном искусстве или обучиться языку программирования за 2 часа, решение часто оказывается не в пользу первого.  

Ситуация требует новых решений, не только маркетинговых

На самом деле творческие проекты играют по тем же правилам, по которым играет любой другой инфобизнес, их основная задача сводится к донесению своего предложения до целевой аудитории. В связи с тем, что курсы, лекции и культурные вечера не являются товарами первой необходимости, разработка маркетинговых инструментов должна проводиться особенно ответственно.

Копирование решений конкурентов уже не работает. Крупные игроки, благодаря большим бюджетам, могут еще некоторое время реализовывать свои привычные маркетинговые стратегии. Для более молодых проектов, к которым относится и (non)human такой подход приносить желаемое уже не будет.

Мы пробовали нащупывать различные новые пути продвижения наших курсов, выбирали наиболее востребованные на рынке темы для наших мероприятий. Однако, настоящее решение кроется не в уникальной или популярной теме и не в новаторской маркетинговой стратегии, а в самом продукте. Нашей уникальной темы было недостаточно – нужно было сделать что-то с формой продукта. Может показаться, что по этой части лекторий мало чем может удивить своих гостей и отчасти это правда – вариантов радикального изменения предложения в этой нише не так много. Тем не менее, мы внесли определенные удачные корректировки в подходе к продукту и дела стали идти лучше.

Одно из таких решений – делать на ранних этапах упор на живые лекции, а не на онлайн формат. Подавляющее большинство лекториев после пандемии не стали выходить из онлайн формата и мы, можно сказать, этим воспользовались. Интерактивные лекции, мастер-классы потенциально могут создавать больше ценности для гостей. Как следствие – люди готовы платить за живые мероприятия больше, чем за онлайн вебинары. К тому же оказалось, что продвигать живые мероприятия, которые проходят в центре Петербурга, гораздо проще, чем онлайн курсы.

Уникальная тематика курсов и мероприятий тоже помогла. А при совмещении уникальной востребованной темы и живых мероприятий мы получили крепкое сообщество единомышленников, которые получают возможность узнать и даже научиться тому, чему давно хотели, к тому же, они делают это вместе с теми, кто тоже горит этой темой. А знание, умение его использовать и правильно выстроенный нетворкинг, как нам известно, – ключ к управлению миром.

Одним из самых популярных направлений стартапов на сегодняшний день остается направление EdTech, под которое попадают проекты, внедряющие некую новаторскую технологию в образовательный процесс с целью упростить доступ к обучению, оптимизировать или каким-то еще способом сделать образование более удобным и доступным. И чтобы лекторию держаться и развиваться дальше, ему тоже нужно предоставить некоторую новаторскую технологию, пускай она будет социальной, а не цифровой. Иными словами, на поле частных образовательных проектов нам всем нужно быть немножко EdTech.

Подробнее с проектом вы можете ознакомиться в группе Вконтакте.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/hF2er

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх