Поколение клипового мышления | Умная Россия

Поколение клипового мышления

Если взять каждое слово по отдельности, довольно легко понять лексическое значение термина. Мышление – понимание окружающего нас мира, клиповое- короткие видео. Перефразируем, и получается восприятие информации через короткие, подробные, яркие образы, максимально простые в понимании. Стоит ли воспринимать это как проблему с длительной концентраций внимания, или новую культуру потребления информации в попытке усвоить как можно больше материала? Сейчас станет понятно.

В классической психологии существует множество видов мышления, но общепринятая классификация выглядит следующим образом: наглядно- действенное мышление, конкретно – предметное, абстрактно- логическое. Ни слова про «клиповое». В остальных возможных классификациях по результатам мышления, психическим процессам, их уровню и тд. так же ни одного упоминания. Делаем вывод о том, что термин не подтверждён официально. И это правда. Мысли о фейке напрашиваются сами собой, но стоит обратиться к истории.

Как такого «клипового» мышления никогда не существовало вне контекста клиповой культуры. Этот термин предложил Элвин Тоффлер для описания восприятия и представления информации в интернете. Вслед за ним, российский философ Фёдор Гиренок предлагает название для особого типа сознания, возникающего у людей в условиях информатизации. Мышление человека в его понимании перенимает некоторые черты культуры, которую Элвин Тоффлер характеризует как кратковременную, алогичную, разрозненную, наполненную отрывочной информацией. Не удивительно, что использование этого термина стало носить исключительно негативный характер.

 Проходит время, люди примеряют на себя идею клипового мышления, и вот, в интернете появляются статьи с подробным разбором плюсов и минусов этого феномена, люди учат применять этот современный «недуг» в жизни, создают тесты с целью выявить  предпосылки его вредоносного его появления, а на образовательных платформах публикуют способы по избавлению от клипового мышления.

Мнения сходятся на том, что виноваты сервисы для создания и просмотра коротких видео – TikTok и Likee. И действительно, статистика выглядит очень внушительно: 41% приложения – молодые люди с 16 до 24 лет, 90% заходят посмотреть видео ежедневно, среднее количество таких сессий -8 раз, а время – 5 минут.


Кажется, что такая вовлечённость людей в просмотр коротких видео действительно со времени может сказаться на восприятии  информации не только в интернете, но и в жизни. Поэтому шум вокруг этого явления вполне оправдан, но не имеет под собой доказательной базы. Тем более, мышлением этот процесс не берутся называть даже с оговоркой многие  российские ученые. Это точно нельзя грубо обозвать деградацией внимания или ее искажением.

Человек адаптируется под новую информационную культуру, становится мультизадачным, привыкает к бешеному обновлению новостной ленты, постоянно мелькающей рекламе и формату коротких видео. Создается ощущение, что явление демонизируют, вкладывают слишком много негативного смысла в то, чего нет.  Стоит посмотреть на это как на мышление нового типа, искать причины в глобализации и массовой культуре. Мы привыкли заменять смысл изображение или коротким постом в соц сетях, вырванным из контекста. В этом можно винить только низкое качество контента, которое мы воспринимаем за «чистую монету» и банальное отсутствие фактчекинга со стороны людей, потребляющих эту информацию.

Автор: Анна Михеева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/eiYu3

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх