Почему в России любят берёзы?

Если бы Россия была деревом, то, вероятно – берёзой. Белоствольная, стройная, гибкая – берёза стала символом русской природы и души. Сложно найти другой образ, столь часто появляющийся в поэзии, живописи и народной культуре. Но откуда взялась эта любовь? Почему берёза заняла такое почётное место в национальном сознании?
В дохристианские времена у восточных славян существовал культ деревьев, особенно почитали берёзы, дубы и липы. Берёза ассоциировалась с чистотой, светом и весенним обновлением. Славяне верили, что в берёзе живут добрые духи. К ней обращались за защитой и помощью. Береза – «женское» дерево, то есть символ материнства и земли. Недаром к ней ласково обращались как к женщине: берёзка, белая, кудрявая. Поэтому в берёзовых рощах девушки проводили ритуалы весеннего обновления. Считалось, что это дерево первым просыпается после зимы. Берёза распускается раньше других, и с неё начинается настоящее возвращение жизни после зимней спячки. Одна из древнейших традиций – это «завивание берёзки». Молодые девушки выбирали стройную берёзку, украшали её лентами, венками, пели песни и водили хороводы, прося у дерева здоровья, любви и плодородия.
Берёза сопровождала человека и после смерти. Её листья клали под тело умершего. А в Карельских похоронных обычаях недоношенных и некрещеных младенцев хоронили завернутых в бересту. Береза в погребальных обрядах была как бы пограничной территорией между двумя мирами: миром живых и мертвых.
У славян береза была безотходным ресурсом, то есть всем ее частям находилось применение в быту. Из древесины делали ложки, посуду, мебель и даже жилища. Береста служила упаковкой, материалом для письма и поделок. Из неё плели туески, шкатулки, обувь. Например, в Новгороде археологи нашли более тысячи берестяных грамот, написанных простыми людьми в XI–XIV веках – от бытовых записок до любовных посланий. Березовый сок считался «живой водой», возвращающей силы после долгой зимы, поэтому его пили для бодрости. А из корней и древесины добывали деготь – ценное вещество, которое использовали в медицине, строительстве, кожевенном деле. Дегтем лечили раны, смазывали обувь, использовали для защиты дерева от влаги и вредителей. Даже зола берёзы не пропадала даром – её применяли в народной медицине как средство от изжоги и икоты, а также как удобрение для растений.
Со временем берёза перешла из мифологии и быта в культуру. Её образ прочно вошёл в русскую литературу и живопись. Поэты разных эпох воспевали берёзу как символ Родины, красоты, нежности. Особенно много ей посвящал Сергей Есенин, чьи строки – «Белая берёза под моим окном» – обязательно изучают в школе. Художники рисовали берёзовые рощи как воплощение русской природы: тихой, немного печальной, но такой родной. В советские годы образ берёзы превратился в устойчивый символ: на плакатах, марках, открытках она появлялась как знак связи с землёй и природой. Даже в XXI веке берёза сохраняет статус народного дерева. Согласно опросам ВЦИОМ, именно берёзу россияне чаще всего называют символом страны. Это связано и с эмоциональным образом дерева, который мы впитали из культуры, и с тем, что береза – важная часть российской природы.
В городских парках и на дачных участках берёзы часто высаживают как декоративные деревья. Они красивые, быстро растут и не требуют особого ухода. Кроме того, древесина берёзы активно используется в мебельной промышленности и строительстве: светлая, легко обрабатывается и экологична. Берёзовый сок до сих пор популярен как сезонный напиток, а банный веник из берёзы – вечная классика.
Любовь к берёзе – это древняя связь, идущая из глубин культуры и природы. Для наших предков берёза была оберегом, символом жизни и материалом, который использовался в быту. В этом дереве удивительным образом соединились практичность и поэзия, природа и человек.
Автор: Софья Матушкина