Почему будущее за дистанционным образованием
Дистанционка из-за коронавируса стала основным способом обучения по всей стране.
В этой колонке депутат городской думы Константин Киселев размышляет о плюсах и минусах дистанционного образования. Еще несколько месяцев назад никто и представить не мог, что дистационка внезапно станет основным методом обучения в России. Однако аудитории и классы стремительно опустели. Теперь дистант — новая реальность, к которой привыкают и педагоги, и учащиеся, и родители. Публикуем текст Константина Киселева с его разрешения.
Сегодня не о медицине. Сегодня о дистанционном образовании. В Екатеринбурге тема обсуждается не сильно агрессивно, хотя на федеральном уровне уже задумали дистанционку урегулировать законодательно. Соответственно, противники дистанционки создали петицию о недопустимости такого узаконения. Но тема важная. Стратегически важная. Я более тридцати лет работал в разнообразных вузах. Тысячи студентов, более десятка защитившихся аспирантов, своя научная школа, так что имею и представление, и право говорить.
По пунктам:
1. Хотя я и воспитанник, и пока еще сторонник традиционного очного образования, но должен признать, что дистанционное образование не только возможно, дистанционное образование в самых разных формах — требование дня и закономерность.
2. Чем дальше от детского садика и ближе к «поствысшему» образованию, тем доля дистанционного образовании становится выше. Хотя бы потому, что растет доля самообразования. Все свои курсы в классическом университете и не только в нем я много лет начинал с двух утверждений: «Высшее образование есть самообразование», «Подвести лошадь к источнику можно, заставить ее пить нельзя». Бывшие студенты соврать не дадут.
Другими словами, роль очного общения для первоклассника, для младшей школы много выше, чем для аспиранта. У меня был личный опыт руководства кандидатской диссертацией по интернету. Первоначально аспирант прислал мне «готовый» текст, который был забракован полностью, и за год-полтора был создан абсолютно новый вариант диссертации. При этом я лично увидел аспиранта только при сдаче итогового кандидатского экзамена и на предзащите. И текст, и защита прошли отлично. В итоге на основе диссертационного исследования была опубликована книга. Но это было и есть исключение. Но исключение возможное. В детском садике дистанционно изучать буквы и развивать мелкую моторику без очного общения невозможно.
3. Есть виды образования, где дистанционно нельзя. Простой пример — музыкальное консерваторское образование. Или медицинское. И это не исключение.
4. Высшее заочное образование, кстати, дает гораздо меньше возможностей и имеет больше недостатков, чем образование дистанционное. У меня, например, второе высшее — заочное юридическое образование. Похвастаюсь, что со вторым красным дипломом. Как это проходило? Недельный интенсив и следом экзамены и зачеты. Все остальное время готовишься сам, то есть дистанционно. Пишешь контрольные и курсовые опять-таки сам. Было бы образование по-настоящему дистанционным (online), было бы и общения с преподавателями больше, и консультироваться можно было бы чаще.
5. Сегодняшнее дистанционное (online) образование — продукт сырой. Это даже не полуфабрикат. Это просто заготовка, просто открытая дверь, за которой неясно, что находится. Нет ни методичек, ни кадров, ни программ. Нет НИЧЕГО. И потому не стоит судить о том, что может быть и должно быть, по тому, что есть у нас сейчас.
А проблем и вопросов масса!
Например, очевидно, что онлайн-образование предполагает больший индивидуальный подход к ученику, чем очное. Сколько может быть участников конференции в Zoom? Меньше десятка. Иное бессмысленно. А лучше всего один на один. Сколько на очном уроке в школе? У нас было по 40+. С другой стороны, записанный видеоурок могут одновременно смотреть тысячи учеников.
Проще говоря, сегодняшние попытки перевести форматы офлайн-образования в онлайн-форматы от неумения, от отсутствия опыта, от непонимания. Но научимся, надеюсь.
6. Было бы полезно проанализировать мировой опыт. Начиная с популярных онлайн-уроков по английскому (это уже освоено миллионами!) и не менее популярного опыта Khan Academy (и здесь миллионы учащихся по всему миру).
7. Дистанционное образование в 2020 году выявило проблемы нашего традиционного образования. И это очень хорошо. Хорошо, что выявило.
Мы увидели, например, насколько важен возраст учителя. Важен для методической мобильности, для усвоения материала и так далее. Мы увидели колоссальные поколенческие разрывы между учеником и учителем. Мы увидели слабость, а иногда и отсутствие прямых и обратных связей.
Мы оценили содержательный ужас многих наших учебников.
Мы вздрогнули, когда поняли, что школа всё больше и больше нацеливается на результат экзамена, упуская сам процесс обучения. И мы же понимаем, насколько в образовании важен именно процесс? Хороший учитель не тот, у которого все отличники, а тот, который действительно учит.
Мы потрясенно замолчали, когда поняли, что ученик самостоятельно может быстрее найти и усвоить необходимую информацию, чем учитель донести эту информацию до ученика. Мы только начинаем понимать, что «информационное образование», когда учитель просто пересказывает на уроках кучу фактов, уходит в прошлое. И мы в очередной раз поняли, что учитель должен быть личностью, учить мыслить, а не говорящей машиной для изложения доступного материала. А ученик совсем не механизм для запоминания таблицы умножения и «Ла́ндан из зэ кэ́питал оф Грейт Бритн».
Вывод очевиден до банальности. Дистанционному образованию быть. Это неизбежность, как бы ни хотелось нам старой доброй школы. Но дистанционное образование должно быть и будет иным. А вот каким? Поле для дискуссий именно здесь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник: Е1.ru