Особенности детской психологии | Умная Россия

Особенности детской психологии

Как происходит психологическое развитие ребенка? В настоящее время у специалистов нет конкретного ответа на данный вопрос. Вообще, детская психология одна из самых хрупких тем. В ней рассматривается не только психологическое, но и духовное развитие, происходит анализ последовательностей процессов, изучаются произвольные и инстинктивные поступки и так далее. Ведь ребенок только-только начинает формироваться как личность и к нему нужно найти правильный подход. Но поскольку все дети разные, у психологов нет одного варианта воспитания.

Исследователи отмечают такие особенности детской психологии как повышенная впечатлительность, активное развитие внимания, формирование речи и мышления. Дети не способны самостоятельно выявить взаимосвязи явлений и предметов, поэтому их нужно учить и направлять. Родители в представлениях детей не просто взрослые, они являются для них примером. Ребенок еще не осознает многих вещей и ему трудно отличить правду от лжи, соответственно, легко обмануть. Поскольку взрослые являются для детей кумирами, они им верят, доверяют. Но не только родитель может выступать для ребенка авторитетом, нередко в этой роли оказывается и другой человек, например, вымышленный персонаж, чью манеру общения, стиль поведения ребёнок стремится копировать. Ещё одна важная особенность детской психологии – формирование зрительной и слуховой памяти. Ребенок в силу своего возраста не может ещё полностью понимать и запоминать информацию без иллюстраций. Обучающие мультфильмы выступают одним из важных элементов воспитания, потому что они просты для восприятия, их сюжеты легко запоминаются, и дети сопереживают героям, представляя себя на их месте.

Дети развиваются скачкообразным путем: плавные и размеренные этапы чередуются с затруднительными и критическими. На протяжении стабильного периода ребенок приобретает, копит, анализирует множество изменений. Эту стадию невозможно увидеть окружающим, потому что она идет потихоньку и скрытно. Несмотря на это, исследователи данный этап открыли раньше и почти без всяких затруднений, в отличие от критического.

Затруднительный период обнаружен при помощи наблюдений, сравнений и измерений, то есть эмпирических методов, к тому же в произвольном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, потом трех, а после 13 лет, и только после них ученые выявили кризис первого года и кризис рождения. Во время данной стадии окружающие за кратчайший срок увидят в ребенке изменение основных характеристик его личности. В детской психологии такие преобразования называют революционными, до такой степени быстрые и значительные эти перемены. Критические этапы имеют свои черты. Прежде всего, кризис неуловимый: будь то это родитель или специалист, никому не под силу определить моменты наступления и окончания, потому что границы между стадиями слабо различимы. Единственное, что видно отчетливо – это середина, пик периода. В нем наблюдается резкое обострение. Можно заметить, что ребенок плохо поддается воспитанию и вступает в конфликт с окружающими. Родители наблюдают у него переживание и тревогу, но в то же время он ведет себя упрямо. Это служит причиной низкой успеваемости в школе и слабой выносливости, соответственно, повышается утомляемость, усталость. Внешне кризис кажется негативной, разрушительной картиной для ребенка. Он и вправду лишается того, что приобрел в прошлом, при этом ничего не получая взамен. Взрослым стоит понять: образование и создание нового в развитии означает утрата старого.

Любой этап ребенка складывается из этих двух периодов. Контакт с социумом является источником развития, потому что все, чему ребенок учиться, в первую очередь, обеспечивают окружающие. 

Автор: Анастасия Сарафанова

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/zhTlg

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх