Ониомания | Умная Россия

Ониомания

Почему мы покупаем ненужное, и как с этим бороться?

Tinkoff eCommerce и аналитический проект Tinkoff Data предоставили статистику продаж за прошедший год на отечественных маркетплейсах. Выяснилось, что в 2022 году на одном Wildberries было выкуплено товара почти на 2 миллиарда рублей – в два раза больше, чем в 2021. Эксперты считают, что главными причинами такого роста стал уход зарубежных брендов и развитие российских торговых площадок, однако мы заглянем немного глубже – в психологию.

Существует такое понятие как «ониомания», в простонародье – шопоголизм. Простыми словами это непреодолимая тяга к приобретению объективно ненужных вещей исключительно в целях получения положительных эмоций от покупки. Во многих странах ониоманию уже включили в список психических заболеваний, отечественные психологи также изъявляют опасения по этому поводу (согласно исследованиям, ониомании подвержены уже более 20% граждан России).

В чём же её опасность? Как и любая другая зависимость, ониомания имеет две стадии: положительная реакция в момент покупки вскоре сменяется апатией от осознания бесполезных трат. В перспективе это состояние может вылиться в более серьезные психические расстройства, в том числе депрессию. Однако даже неприятные последствия зачастую не мотивируют к борьбе с ониоманией. Мы снова и снова возвращаемся к этой привычке под влиянием настроения, которое, кроме того, подстегивается всплесками адреналина от решения о покупке и последующего разочарования. Мы оказываемся в замкнутом кругу: удовольствие – трата – раскаяние.

Стоит сказать, что развитие ониомании наиболее выгодно современным маркетологам, которые используют всяческие уловки для поддержания нашего интереса к предлагаемым товарам. К таким уловкам относится всё, что мы видим и слышим не только со входа в магазин (приятная музыка, яркие ценники и распродажи, создающие иллюзию выгоды), но и в повседневной жизни (реклама с посылом «купи и получи удовольствие»).

В эпоху потребления сложно бороться с желанием что-то купить, особенно если принять во внимание удобство заказа и доставки по интернету. Однако способы всё же существуют. Перед посещением офлайн-магазина достаточно составить список того, что вам действительно необходимо приобрести. То, насколько вы будете придерживаться этого списка зависит только от вашей собственной силы воли. Также имеет смысл посещать специализированные магазины и избегать супермаркетов, и тем более торгово-развлекательных центров. В таком случае у вас будет меньше причин отвлекаться на то, что вам не нужно. В случае заказов по интернету соберите желаемый товар в виртуальную корзину и вернитесь к ней через несколько дней или неделю – к тому моменту азарт уже улетучится, и вы сможете более объективно оценить выбранные товары. Не используйте кредитные карты и ведите бюджет. Так вы проконтролируете свои покупки со стороны ваших денежных возможностей. Даже эти небольшие хитрости смогут значительно сократить непредвиденные расходы и помочь в сохранении психического здоровья.

Автор: Прокаева Эмма

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/sLM8w

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх