Методика «пятен» Роршаха
Тест «пятна» Роршаха создан в 1921 году швейцарским психологом и психиатром Германом Роршахом. В направлении диагностические исследования психики личности данная методика занимает первое место.
Эксперимент Роршаха проводит психолог один на один в комфортных и благоприятных условиях для клиента. Если же необходимо, чтобы рядом с обследуемым было третье лицо, то обязательно нужно предупредить и получить его соглашение. Также надо учитывать посторонние объекты (например, включить телефон, закрыть дверь), с целью создания беспрерывного и полного эксперимента.
Тест Роршаха состоит из десяти черных и цветных симметричных пятен. Человеку, который проходит диагностику, нужно ответить на 50 вопросов (к каждому рисунку по пять однотипных вопросов). В это время, когда обследуемый высказывается о изображениях, психолог не только дословно записывает его монолог, но и делает примечания насчет реакций и особенностей поведения. На этом тест не заканчивается. В конце него специалист должен по своим пометкам уточнить некоторые детали о клиенте и его ассоциациях.
Каждый ответ обследуемого занимает особое место в разработанной системе методики Роршаха и распределяется в одну из пяти категорий.
Первая категория – локализация. Ассоциация пятна представляется как целое изображение или отдельная часть. Если человеку ближе полное изображение, то он склонен раскладывать все дела «по полочкам» и его сознание принимает основные связи. Однако, если воспринимается только некоторые части пятна, то данный тип людей педантичный, требовательный и строгий.
Вторая категория – детерминанты. Здесь происходит следующая цепочка: сначала создаются условия, после которых обнаруживаются причины, а уже на их основаниях можно сделать выводы о психике человека. В тесте Роршаха применяются три варианта ответа на выбор: «пятно» сформировалось в объект благодаря форме изображения, цвету изображения или совместно форма с цветом. В дополнение задается вопрос: в движении ли изображение или нет.
По утверждению самого Роршаха важную роль играет цвет, от него зависит, какой ответ выберет обследуемый. Также по цветовой палитре можно судить состоянии человека. Например, белый фон у здоровых людей означает мир, чистота, рождение или новые начинания, а вот у психически больных ассоциируется с негативном и смертью. Если в конце теста окажется, что большинство ответов связанны с цветом, то это характеризует человека как эмоционального лабильного, то есть настроение меняется довольно часто, тем самым раздражая нервную систему.
Третья категория – уровень нормы. Специалист анализирует ответы и выдвигает оценку психики.
Четвертая категория – содержание. Человек выбирает на что похож рисунок. Дается несколько вариантов ответов: на человеческие фигуры, фантастические или неодушевленные предметы и животные.
Пятая категория – широкое или узкое распространение ответа. Мнение становиться популярным, если оно встречается более чем у 30% людей.
На текущий момент нет закончившей концепции, которая бы объединяла основные признаки токования стимулов и индивидуальных свойств сознания. Однако психологами и психиатрами в конце 20 века была доказана высокая рестестовая надежность методики Роршаха (рестестовый с англ «test-retest reliability» означает большая возможность получить идентичные ответы у большинства количества обследуемых в разных ситуациях). Анализ и популярность теста с «пятнами» повлек за собой образование более шести психодиагностических схем, в которых рассматривается психика не только человека, но и общества в целом.
Автор: Анастасия Сарафанова