«Любовь к тому, чем занимаюсь»: интервью с главным редактором издательства РНБ Александрой Романовой
Гостем десятого выпуска подкаста о молодых учёных стала Александра Романова, главный редактор издательства Российской национальной библиотеки и аспирант кафедры Книгоиздания и книжной торговли ВШПМ СПбГУПТД. У Александры мы выяснили её мотивацию заниматься наукой, узнали о теме диссертационного исследования, а также о её миссии как учёного.
«[Мотивация заниматься наукой] это люди. Те, которые веками создавали библиотечную и издательскую системы, осознание, сколько сил, труда и любви заложено в этот путь. Иногда это даже мысль, что вот я ежедневно хожу по коридорам, где также проходил Иван Андреевич Крылов, например. История питает»
Что сподвигло вас заниматься наукой?
Я долгое время не ассоциировала себя с наукой. Я не разрабатываю новые технологии, не внедряю инновации. Изучаю издательскую и библиотечную деятельности, то есть сферы культурологии, истории.
В детстве пристрастилась к чтению и текстам, хотелось рассказывать и открывать людям истории, которые бы как-то их трогали, позволяли что-то заново почувствовать или над чем-то задуматься. Так пришла к редактированию — хотелось делать те самые истории качественными, красивыми, правильными, звучащими. До сих пор считаю, что это было лучшим моим решением и в то же время удачей, даром. Затем открыла для себя научные темы, а заодно и научные издательства — в том числе Российскую национальную библиотеку.
И тогда попала в огромный научный мир, в котором происходят исследования издательской деятельности, книговедения, библиотечного дела, в целом истории и культуры. И в то же время поняла, что мало кто знает о библиотечных издательствах, например. О людях, которые считали это делом своей жизни. О том, какая работа происходит ежедневно. И о том, как много ещё предстоит сделать. Наверное, в итоге сподвигло заниматься наукой понимание вот этого масштаба, того, сколько людей стоит за этим процессом, осознание, что это нужно. Ну и, конечно, любовь — к книге, к библиотеке, к истории и культуре, к человеку.
Тема вашей диссертации – издательская деятельность крупнейших библиотек России. Можете описать, что конкретно вы изучаете и насколько это важно?
Я изучаю библиотеки как издательства. Но в то же время и библиотеки как библиотеки, потому что это единая система. Для начала сконцентрировалась на изучении опыта крупнейших библиотек России — Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Библиотеки Академии наук.
Это довольно обширная тема. Для начала, повторюсь, мало кто знает, что библиотеки издают книги. Это научные книги, специализированные. Но сам факт того, что библиотека является не только хранительницей книг, но и их полноценным создателем — уже стоящее внимания явление. Поэтому я занимаюсь как бы популяризацией издательств при библиотеках, а заодно и библиотек в целом.
Вообще издательская деятельность — это заключительная ступень научно-исследовательской деятельности библиотек в целом: все научные работы, которые проходят в библиотеке и библиотечном сообществе, будь то описания древних рукописей или разработка технологий по реставрации и консервации документов, в итоге получают своё отражение в трудах, которые библиотека и её научные сотрудники подготавливают. И это целый большой процесс, увлекательный, глубокий. Это и про историю, культуру, которые важно изучать и фиксировать, и про технологии, которые важно разрабатывать и внедрять, чтобы сохранить то богатство, которое библиотеки собирают веками.
Но, что ещё интересно, библиотека при этом является как бы аутсайдером: среди издательств — это не совсем издательство, а в самой библиотеке издательство как бы не совсем библиотечное подразделение, так как во многом живёт и работает по законам издательского дела.
Кроме того: у библиотек большой потенциал, чтобы свою издательскую деятельность развивать и расширять в разные стороны. Хочется эти пути обосновать, внедрить, развить, вывести на новый уровень.
Почему это важно? Это про сохранение и развитие как письменной культуры, так и культурного наследия в целом. Это все как будто бы довольно банально звучит, но когда вдумываешься в слова, чувствуешь, что действительно стоит за каждым из них — понимаешь, что по-другому и не сказать.
В прошлом году вы участвовали в двух конференциях. Расскажите подробнее, в каких и с какими научными трудами?
Это были небольшие конференции. Одна из них: Всероссийская научная конференция «Печать и слово Санкт-Петербурга». Я рассказывала о состоянии и задачах издательств при библиотеках на сегодняшний день. Проблемы, с которыми сталкиваются такие издательства, цели, которые перед ними стоят. Чтобы как-то обще очертить современное положение библиотечных издательств. И, пожалуй, чтобы самой оттолкнуться от чего-то на тот момент. Но это был процесс: в какой-то момент я просмотрела сайты около двухсот библиотек России. Кто и что издает, если вообще издает, в каких объёмах, где печатают, как представляют и т. д.
Вторая конференция — «Инновация молодежной науки. Печать и слово: истории, традиции, современность». Я рассказывала об особенностях редакционно-издательского процесса в Российской национальной библиотеке. О том, какое оно — издательство конкретной библиотеки сегодня, чем отличается от других издательств, какие сотрудники стоят за его работой, какой путь проходит рукопись. Это тоже своеобразная точка отсчёта.
Какие практические задачи решает ваша научная деятельность?
Пожалуй, это задачи и практические, и теоретические.
Для начала это введение в научный оборот истории издательской деятельности библиотек. За этими словами стоит огромный путь, который проделали библиотеки нашей страны, это важно для фиксирования развития культуры, для изучения опыта издательского библиотечного дела.
Кроме этого, важно показать, куда могут двигаться библиотечные издательства. И библиотеки в целом. С совершенствованием информационных технологий, с трансформацией роли библиотек в современности важно видеть новые пути развития библиотек. Издательская среда — одна из них.
Над чем сейчас работаете?
Сейчас я глубже изучаю законодательство, которым руководствуются библиотеки при осуществлении своей научной и издательской деятельности, чтобы понимать, как грамотно формулировать стратегию развития такой издательской деятельности. Также изучаю зарубежный опыт: это чтение статей и монографий об опыте издательской деятельности за рубежом: откуда, почему, как. Зарубежные библиотечные издательства сильно отличаются от отечественных.
Также анализирую издательскую деятельность РНБ [Российская национальная библиотека — прим. «Сарафана»] за последние 20 лет: что изменилось, какие линии остаются ведущими, как их сохранить, чем дополнить. Затем планирую сравнить с другими библиотеками и вывести какие-то общие черты и увидеть различия, понять, что больше не работает и почему так, а куда, опять же, двигаться.
И даже над решением самых практических задач: например, как привлечь молодого специалиста издательской отрасли в издательство именно библиотечное. Эти задачи в целом перекликаются с вопросом о подготовке библиотечных кадров, что, безусловно, важно для отрасли.
Опишите вашу основную мотивацию заниматься научной деятельностью.
Наверное, желание развивать то, что люблю. Рассказать о том, что люблю и считаю важным. Какое-то чувство головокружения, когда понимаю, как много всего можно привнести и постараться внедрить, показать, применить, расширить.
Ещё, думаю, что это люди. Те, которые веками создавали библиотечную и издательскую системы, осознание, сколько сил, труда и любви заложено в этот путь. Иногда это даже мысль, что вот я ежедневно хожу по коридорам, где также проходил Иван Андреевич Крылов, например. История питает.
И, конечно, люди, которые в меня верят. И внутренний моторчик, который не позволяет сидеть на месте, а все время куда-то гонит.
А вообще главная мотивация — это любовь к тому, чем занимаюсь, и к тем, кто меня окружает.
В чём заключается ваша миссия? К чему вы стремитесь как учёный?
Думаю, что всё просто. Хотелось бы вывести библиотечное издательство на новый уровень, при этом не забыв и сохранив традиции. Рассказать о важном. Передать опыт, который появляется у меня в процессе работе. А заодно и опыт тех, кто передал его мне. Пожалуй, как-то так. Просто и честно.