Кейс стилиста — говорит Валерия Леонтьева
Я являюсь экспертом в индустрии моды
Несколько лет назад я кардинально поменяла свой профиль деятельности с финансиста на стилиста-имиджмейкера. Последние три года я активно практикую как стилист, собираю/разбираю гардеробы, стилизую съемки, выступаю спикером на мероприятиях.
В разное время я работала с журналами, снимала клип для ELMANа и блогеров, стилизовала показ, консультировала бренды одежды, снимала контент и лукбуки, разрабатывала ассортиментные матрицы, запускала, сворачивала и снова запускала свой бренд одежды, проводила мастер-классы. Последние 1,5 года я активно занимаюсь еще и аналитикой рынка, прогнозированием трендов. И планирую расширяться в эту сторону и дальше. В общем у меня достаточно богатая практика, которую я сейчас пытаюсь внедрить в развитие собственного бренда одежды.
Бренд на стадии разработки лекал и ассортиментной матрицы, поэтому как таковые бизнес-процессы меня еще не коснулись. Расскажу про фриланс.
Работа на фрилансе
Вместе с тем, после найма и стабильной работы в офисе в новом амплуа я столкнулась с рядом проблем.
1. Отсутствующий поток заказов. Каждый раз приходится их искать и формировать себе поток доходов самостоятельно. Абсолютно нестабильный заработок. В начале было очень не просто, так как “свежих” специалистов никто нигде не ждет. Приходилось работать бесплатно, ради портфолио, и набивать руку. Преодолевать себя и свою самооценку перестраивать заново. Если в большой компании за тебя все решает по сути отдел маркетинга и продаж, руководство и топ-менеджмент, а ты только исполнитель, то во фрилансе я столкнулась с тем, что все знания о маркетинге, рекламе и прочим инструментам развития ты осваиваешь заново и при том обязан применить на практике, так как в противном случае остаешься без работы. Приходится часто выбирать и структурировать время, распределяя его по приоритетам. Потому что профессионализм тоже никто не отменял, но на аутсорс часто просто нет лишних средств.
2. Совершенно иной подход к рабочему процессу в творческой деятельности нежели в аналитической. Много спонтанности и быстрого реагирования. Заказчики могут менять техзадание буквально налету. Вполне реально сталкиваешься с капризами взрослых людей и учишься на месте с этим работать. В данном случае мне очень помогли ранее наработанные навыки коммуникации и знания психологии. С людьми приходится работать постоянно и человеческий фактор – один из постоянных факторов риска.
3. Отсутствие договорных начал и все работает в основном на честном слове и добром имени. Репутация здесь на вес золота и с этим как-то очень странно работать, когда привык к договорам и юридически оформленным процессам. С другой стороны, с тобой могут не начать работать, если ты настаиваешь на какой-то бюрократии. Так как объективно все понимают, что это никого никак не защитит и разбираться в суде никто не будет. Так что приходится реально осваивать какие-то немыслимые методы по энергообмену и доверять чувствам. Я бы сказала тут это просто необходимо в себе развить на максимуме, иначе никак. Но в творчестве без контакта с чувственным началом тоже людей особо не встретишь, так что фриланс какая-то особая сфера деятельности в этом смысле, учитывая что на дворе 21 век. В Москве и крупных городах этот момент как-то еще оформлен юридически, но чем дальше в регионы, тем более странный подход к работе, кто на что горазд.
Решение всех существующих проблем я для себя замкнула в некую систему: структурировать время, постоянно везде мелькать, где только можно, рассказывать о себе, предлагать свою работу и рассказывать почему она нужна, чем можешь быть полезен именно ты, повышать свой уровень профессионализма и стараться выходить каждый раз на новых и новых заказчиков, расширяя “сарафан”, формировать пул постоянных клиентов, выстраивать план на текущий месяц и четко соблюдать самодисциплину.
Кейс по поиску клиентов
Сейчас это уже кажется абсолютно нормальным и рядовым действием, три года назад было вовсе неочевидно. Хочу поделиться этим опытом для начинающих стилистов и не только.
Разумеется, выходя на рынок как свежеиспеченный специалист, нужно нарабатывать опыт. Сразу скажу, что профессия стилиста исключительно прикладная. Без работы, так сказать, руками ничего не получится. Поэтому стоит без всяких зазрений совести начинать практиковать буквально на всех. Друзья, родственники, кто угодно. Главное, четко обозначить им выгоды от процесса сотрудничества и о себе не забыть, брать деньги за работу, хотя бы чисто символически.
Пусть это несколько странно звучит, но в творчестве буквально в воздухе витает некая негласная мысль, что, если ты работаешь по любви и реализуешь себя в творчестве, то это как-то несерьезно и денег за это платить много не будут. Это не правда. И с этой мыслью надо идти всегда в работу и помнить, что за любую работу надо брать деньги. Даже если в начале пути берешь за шоппинг или разбор гардероба всего 5 тысяч рублей. При нынешнем курсе рубля это вообще смешные деньги, а еще 5 лет назад в начале пути многим казалось как незаслуженный доход. Но не будем глубоко уходить в эмоции. Скажу одно – очень важно портфолио.
Я в свое время предлагала друзьям и съемки, и шоппинг, и разборы гардероба, и просила от них отзывы о своей работе. Так как в дальнейшем это формирует определенный уровень доверия к моей работе как персонального стилиста.
Еще важно отметить, что никто вам не может запретить чередовать деятельность персонального стилиста и стилизации съемок. Некоторое время назад я слышала такую мысль, что надо выбрать одно и в этом совершенствоваться, но в итоге, практикуя сразу несколько направлений, по опыту могу сказать, что рука набивается быстрее, а творческое вдохновение тоже надо развивать, чтобы не скатиться в однообразный рутинный подход в работе с персональными клиентами.
Съемки и работа с брендами
Что касается съемок и сотрудничества с брендами, то тут действительно важен путь и наличие хорошего портфолио. Не могу сказать, что однозначно выраженная стилистика съемок в портфолио продает вас лучше, нежели чем разноплановый опыт. Главное – это актуальность современным трендам и наличие проверенного фотографа и визажиста, с которым вкусы и уровень профессионализма на одном уровне. То есть первый шаг – найти команду. Я в своем опыте этого достигла не сразу, поэтому в портфолио мои съемки по стилистике иногда сильно противоположны, но и это, как выясняется не проблема. Для максимально продуктивного пополнения портфолио можно и даже нужно писать начинающим брендам, моделям, артистам, блогерам, простым людям и предлагать свои услуги, в том числе бесплатно или по бартеру.
Писать можно напрямую в директ в соцсетях, можно писать продюсерам и пиар-менеджерам, кому угодно, главное – писать. А еще важно персонифицировать свое обращение, предложить уже конкретное решение для адресата. Не все настроены на сотрудничество сразу, поэтому некоторые письма могут «выстрелить» спустя даже несколько месяцев или год. Это нормально. Не стоит переживать, если какой-то процент писем вообще останется не отвеченным, так как некоторые не хотят или не могут работать по своим каким-то внутренним причинам, а еще может быть стилистика съемки им не подойдет и это тоже нормально. Отчаиваться и винить себя здесь точно не стоит. Просто надо здраво оценивать и свои амбиции, и условия, в которых приходится работать.
Еще один вариант развития для стилиста и получения соответственно заработка за свою работу – это штат бренда одежды. Быть штатным стилистом или ассистентом стилиста бывает как нельзя кстати, особенно, в виду того, что количество съемок и стилизаций помогает набить руку и наработать связи. Связи и узнаваемость в определенных кругах для стилиста приносят очень много внезапной и неожиданной работы, что хорошо. Кстати, об ассистировании. В самом начале пути этот вариант коллаборации с более опытным стилистом – это реальный путь быстро встать на рельсы. Старт карьеры может быть очень выгоден именно в этом направлении, так как опять-таки все упирается в узнаваемость, базу клиентов и «сарафан». Сегодня вы ассистировали на показе, завтра – в примерочной, а через пару месяцев вас попросили самостоятельно составить луки для съемки. И это рост. Важно не бояться.
Из всего перечисленного, я не пробовала только ассистирование, почему-то тогда для себя не рассматривала этот путь. А сейчас уже опыт этого, вроде, и не требует. Зато в моей практике есть преподавательский опыт и я использовала его для наработки клиентов через мастер-классы. Делиться знаниями и опытом, донося до людей простым языком сложные основы стилистики мне оказалось не только комфортно, но и интересно, и это приносит свои плоды и по сей день. Часть клиентов ко мне пришли именно благодаря мастер-классам и «сарафану».
Подытожив, хочется сказать, что чем больше мелькаешь в разных направлениях и разный творческих компаниях, тем больше возможностей для дальнейшего заработка ты себе создаешь.
Валерия Леонтьева
Стилист, аналитик моды
t.me/fashion_russian
vk.com/valeriya.leontyeva