Касса без кассира: магазин без очередей

Одна из самых раздражающих вещей на планете – очереди. Наличие разных гаджетов помогает отвлекаться от потных и ворчащих людей в ней, а их отсутствие превращает нашу реальность в ад. В одно прекрасное августовское утро я увидел будущее, в котором профессия «кассир» будет основательно скорректирована.

Зашел в магазин за какой-то чепухой. Всего лишь приобрести один товар. Иду неторопливо к кассе, и вдруг передо мной врывается женщина с двумя детьми из серии «я ж мать». С огроменной такой корзиной, выбрасывает содержимое на транспортерную ленту, о чем-то кричит в телефон, вокруг бегают дети. Ищу глазами другую свободную кассу и начинаю понимать, что из 15 работает только одна. Кладу свой товар куда-то на ближайшую полку и ухожу, не совершив покупку.

Потому-что ждать, пока человеку впереди «пробьют» всю сотню покупок, не хватит терпения. Почему всех этих кассиров нет на местах, когда это так небходимо, и почему вообще надо оплачивать труд «таких» кассиров. Пораскинул извилинами и написал эту статью.

История создания и развития касс самообслуживания

Идея принадлежит канадцу Говарду Шнайдеру, который собрал первый прототип в своем гараже и впоследствии запатентовал изобретение в Соединенных Штатах Америки и основал компанию «Optimal Robotics». В 1992 году свет увидел первые в истории человечества кассы самообслуживания в Нью-Йорке в одном из супермаркетов сети «Price Chopper». После успешного тестирования, компания доктора Шнайдера продала право на патент компании NCR (США) и Fujitsu (Япония). На сегодняшний день они являются передовыми разработчиками и производителями касс самообслуживания.

Основные даты

  • 1992 – первая установка касс самообслуживания Говарда Шнайдера в Нью-Йорке.
  • 1997 – презентация первого прототипа новой кассы самообслуживания американской компании NCR в Филадельфии.
  • 1999 – развитие первых разработок Self-Checkout в Европе шведско-немецкой компанией Itab.
  • 2002 – первые успешные тестирования касс самообслуживания европейской компании Itab, которые получили широкое распространение в Нидерландах.
  • 2004 – концерн Fujitsu через свою дочернюю компанию приобрел за $35 млн бизнес фирмы Optimal Robotics по выпуску касс самообслуживания под брендом U-Scan. На момент сделки на эту торговую марку приходилось около 40% американского рынка устройств типа self-checkout.
  • 2005 – за год трансакции через кассы самообслуживания во всем мире составили $161 млрд.
  • 2007 – 98% опрошенных американской компанией IHL пользовались за год POS-терминалами обслуживания хотя бы раз, и почти половина опрошенных пользовались ими более пяти раз.
  • 2009 – первые масштабные установки POS-терминалов самообслуживания в России (производства компании Fujitsu).

касса самообслуживания

Преимущества внедрения касс самообслуживания

Владельцам бизнеса такое изобретение хоть и дорогой, но быстро окупаемый подарок. Хотя в сравнении с бесполезной и малооплачиваемой работой кассиров, всё-таки пока нерентабельный. Без увеличения числа сотрудников можно запросто увеличить количество касс самообслуживания.

Использование касс самообслуживания сокращает количество персонала и все сопутствующие затраты. Снижение происходит пропорционально следующим показателям: размер зарплаты кассиров в магазине против размера зарплаты оператора, который следит за кассами самообслуживания. У западных стран богатый опыт, согласно которому один контролер-оператор справляется с контролем 4-8 касс self-checkout. Экономия 3-7 зарплат кассиров. Вот и думайте, оплачивать труд одного оператора или семерых кассиров.

магазин без очередей

Не забывайте, что подобные системы самообслуживания импонируют современным покупателям, которые технически подкованы. Именно такие покупатели часто относятся к платежеспособной категории, которая не имеет времени и желания вступать в контакт с обслуживающим персоналом. Я уже не говорю про то, что робот не тупит, как иногда кассиры. Про то, что касса может вас обсчитать (или наоборот) можно забыть. Платежный терминал представляет из себя защищенное устройство, исключающее риск кражи денежных средств.

Всегда надо оценивать эффективность внедряемой технологии по следующему показателю: соотношению доли пользователей и продуцируемого оборота.

Сколько стоит касса самообслуживания

Средняя цена на рынке КСО (касс самообслуживания) варьируется от 800 000 рублей до 1 500 000 рублей за штуку. Для сравнения, обычная POS-система стоит от 60 000 рублей. Всё зависит от комплектации конкретной модели и функциональных возможностей. Хотите принимать расчётные карты, купюры и монеты, готовьтесь к крупным вложениям. Прежде, чем пускаться в эксперименты, надо учесть объем потока покупателей и какие товары чаще всего берут. Если это один–пять небольших товаров, то можно заинтересовать таких, как я, ленивых до очереди. Срок окупаемости таких касс в России занимает от года до двух лет. Только в отличие от кассиров, эти роботы исправно работают, не обсчитывают покупателей, не болеют и не уходят в отпуск. Стоит задуматься.

магазин без очередей

Переход к магазинам без кассиров и касс

Конечно, кассы самообслуживания всего лишь переходный этап в восприятии самого процесса покупки. В Америке сейчас функционирует в рамках эксперимента идеальный магазин будущего. Продавцов и кассиров в Amazon Go заменили камеры и система, которая автоматически подсчитывает сумму покупки. Попасть в супермаркет можно только с помощью QR-кода из приложения. Живые сотрудники в магазине — это работники торгового зала, раскладывающие товар по полкам, и консультант в отделе с алкогольными напитками, проверяющий документы.


Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх