Как снять полнометражный фильм

Иногда начинающему режиссеру кажется, что снять полнометражный фильм просто невозможно, ведь даже на создание коротенького 30-ти секундного рекламного ролика уходят сотни тысяч денег и месяцы времени. Это действительно непросто, но вполне реально: рамки визуального искусства широки, техника, позволяющая снимать качественное видео, доступна. Стоит заручиться уверенностью и приступать!

Что понадобится:

  • желание;
  • сильная идея;
  • понимание основ кинопроизводства;
  • смелость и ум;
  • захватывающий сценарий;
  • харизматичные актеры и подходящая обстановка.

Чтобы снять свой фильм, совсем необязательно иметь диплом ВГИКа, знания можно получить на курсах в киношколе. Деньги можно собрать на краудфандинговой платформе и, поверьте, миллионы вам не понадобятся.

  1. Идея – основа всего, первый шаг, с которого начинали все творцы, будь то режиссеры, писатели или художники.  Кино снимают, чтобы воплотить свою идею, идущую от сердца. Конечно, есть те, кто снимают конъюнктуру для заработка, но в мир киноискусства лучше приходить, жаждая сделать что-нибудь значимое и изменить мир к лучшему.
  • Сценарий – выбрав идею, вместе с которой сможете верно пройти долгий и тяжелый путь длиной в несколько лет, обратитесь к опытному сценаристу или научитесь писать такие сценарии, чтобы от фильма было не оторваться (своеобразный page-turner в киновоплощении). Секретам сторителлинга можно научиться, изучив все элементы интересной истории: фабулу, интригующих и одновременно близких зрителям героев, цепляющие диалоги, характерная для каждого уникального персонажа речь, неожиданные повороты сюжета.  С соавтором работать сложнее, здесь понадобится выдержка и терпение, чтобы не испортить отношений и не загубить общий проект. Когда сценарий создан, перечитайте его: если он увлекает с первых строк и не отпускает читателя, с нетерпением переворачивающего страницы и с разочарованием видящего, что их остается все меньше, если читатель с головой погружается в созданный вами мир, то тогда это действительно выдающийся сценарий. От его успешности будет зависеть больше, чем от дорогих камер. Иногда блокбастеры с крутыми спецэффектами проваливались именно потому, что у них был слабый сценарий.
  • Препродакшен – перед тем, как собрать деньги (например, на краудфандинговой площадке), необходимо рассчитать минимальный бюджет: без чего нельзя обойтись и на чем можно сэкономить. Чем подробнее будет план и больше деталей учтено, тем спокойнее будет проходить съемочный процесс. Обычно планированием занимается второй режиссер («планировщик») и согласовывает план с продюсером. Но если у вас маленький бюджет, то вы совмещаете все их обязанности. Разбейте сценарий на списки: героев, объектов (локаций), актеров (персонажей), транспорта, костюмов, реквизита. И обязательно рассчитайте, сколько дней разворачивается ваша история.
  • Подбор локаций, поиск актеров и съемочной группы. Подайте объявление о поиске актеров (честно описав идею проекта и его бюджет) – в социальных сетях, газетах, бегущей строке и т.д. Оставьте контакты. Отберите тех актеров, которые вам приглянулись, и отправьте их на кастинг. Затем отсмотрите все помещения, где бы вы хотели снимать: интерьерные и натурные объекты (улицы, крыши, дороги). Помните: чтобы снимать в некоторых оживленных местах города, нужно заплатить за специальное разрешение. Натурные объекты лучше выбирать рядом с интерьерными – меньше времени уйдет на переезд. Если нужно снять сцену в кафе или ресторане, попросите за умеренную плату ненадолго закрыть заведение. Или снимите отдельный зал. Можно снять и квартиру. Плата за объекты – одна из тех, без которых не обойтись.

Привлеките в команду ассистента, который займется организационными вопросами: друга или продюсера-студента. Так как, скорее всего, съемочная команда будет небольшой, ассистент станет вашей правой рукой и будет помогать во всем: искать локации, проводить кастинг, руководить съемкой. Оплатите труд команды в соответствии с их месячным окладом и профессионализмом – бесплатно работать они не будут, а если и будут, то это ненадежно. Лучше всего, если вы наймете специалистов, разбирающихся во всем процессе съемки. Например, оператора-постановщика, который умеет поставить свет.

  • Аренда техники: камер, микрофонов, записывающего устройства, световых приборов и т.д. Подходящую видеокамеру или фотоаппарат можно арендовать или взять у друга, но снимая с рук вы не получите плавного движения в кадре. Понадобится штатив, плечевой упор и, возможно, рельсы. Нужен и накамерный монитор, чтобы легче было следить за фокусом. Если позволяет бюджет, возьмите две камеры – так снимите фильм в два раза быстрее.
  • Кастинг: пригласите кандидатов в небольшое помещение, выдайте им по номеру на листе А4 и запечатлейте с ним на камеру – прослушайте и запишите их, проверьте, свободно ли они ведут себя, когда на них направлена камера. Пусть прочитают несколько ярких драматичных диалогов из вашего сценария.
  • Ваша команда: режиссер, ассистент, оператор-постановщик, оператор второй камеры, звукооператор с ассистентом. Без гримера, стилиста, художника-постановщика в малобюджетном фильме можно обойтись. Кое с чем справиться ваш ассистент, актеры сами подберут одежду и макияж, ориентируясь на своего героя.
  • Не экономьте на еде для съемочной группы. Пусть обеды будут свежими и питательными, а условия – комфортабельными. Неплохо иметь под рукой перекус: чай, конфеты, печенье. На каждом съемочном объекте должна быть дополнительная комната, где актеры и специалисты могут отдохнуть, переодеться, выпить чашку чая, оставить сумки. Удобно арендовать микроавтобус – «базу» на колесах, но не всегда найдутся на это средства. Однако два вместительных автомобиля все же понадобятся: подвезти актеров, разместить оборудование и бутафорию.
  • Монтаж и постпродакшен – отснятый материал сохраняйте на мощных носителях, систематизируя аудио- и видеофайлы. Потом ими займется монтажер, цветокорректор и звукорежиссер. Кроме их гонорара, приобретите лицензионную музыку, чтобы не было проблем с правообладателями. Мультифункциональный специалист может выполнить обязанности всех троих. Оплатить придется аренду студии перезаписи звука и труд ассистента звукорежиссера: он поможет перезаписать звук, сделать диалоги чистыми, оформить шумы.

Траты на постпродакшен могут превысить расходы на съемку, но того определенно стоят. Многие монтажеры и студии перезаписи и сведения звука с удовольствием вам помогут на этом этапе, поищите их в Интернете. Если хотите показать фильм на международном кинофестивале, то переведите его на английский или добавьте субтитры, затем оформите прокатное удостоверение (для кинотеатров), сделайте плакаты и афиши, распечатайте их. Заявки на международные фестивали тоже не всегда бесплатны. Все это – расходы на маркетинг и пиар фильма.

Кинофестивали – это площадка для продвижения ваших фильмов. Присланные фильмы от дебютантов смотрят с особой охотой. Не забудьте сделать трейлер – грамотная полутораминутная презентация фильма может заинтересовать многих.

Автор: Варвара Филашкина

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх