Как предки влияют на нашу жизнь | Умная Россия

Как предки влияют на нашу жизнь

Информация от поколения к поколению передается не только на генетическом, но и психологическом уровне. Такая форма наследования позитивного и негативного межпоколенного опыта называется трансгенерационным фактором (трансгенерационной передачей). Передача бывает как прямой, т.е. при реальном контакте старшего с младшим, так и транспоколенческой – в рамках нескольких поколений семьи.

Старшее поколение влияет на паттерны поведения, стиль коммуникации следующего поколения и выбор ими жизненной стратегии в целом. Наследование опыта поколений является одним из важнейших факторов формирования личности.

Информация передается как осознано, так и бессознательно. Осознано передаются история семьи, ее нормы и правила, ценности, традиции и обычаи. Бессознательная часть в основном связана с психологической травмой и непрожитыми эмоциями, которые были вытеснены старшим поколением. Причем сильная психологическая травматизация может происходить не только от глобальных катастроф и военных конфликтов, но и от эмоционально заряженных событий, которые имели значение только для одной конкретной семьи.

Родители, пережившие такую психологическую травму, проявляют искаженные паттерны поведения по отношению к своим детям. Повзрослевшие дети, в свою очередь, транслируют искаженную модель поведения уже своим детям. Так перенесенная травматизация передается от одного поколения к другому.

Например, бабушка пережив тяжелую утрату, стала эмоционально отстраненной и холодной. Это поведение бессознательно переняла ее дочь, которая, хотя и не переживала ту же травму, но воспитывалась в условиях эмоциональной отстраненности. В результате дочь стала проявлять похожее поведение со своими детьми. Это привело к тому, что уже третье поколение, внуки, испытывали трудности с доверием и выражением чувств, хотя сами не имели прямого травматичного опыта.

Наследие поколений: способы передачи

Передача информации происходит как вербально, так и невербально. На вербальном уровне передаются семейные истории и мифы, традиции и ценности семьи. В семейном кругу транслируются установки по отношению друг к другу, другим людям и миру в целом. Например, распространенные установки «большие деньги честным путем не заработать», «мужчина в семье главный», «людям нельзя доверять» и т.д. передаются по наследству и существенно влияют на жизнь и мироощущение потомков.

Невербальная передача подразумевает выражение отношения к передаваемым фактам через интонацию, мимику, темп речи и дыхания, поведенческие реакции. Ребенок улавливает эмоциональный настрой взрослого и, ориентируясь на его реакции, формирует свое восприятие ситуации. Хотя невербальные сигналы часто остаются вне сознания, особенно у детей, подсознание точно улавливает несоответствие между вербальными и невербальными проявлениями.

Третий способ передачи – фантазматический, т.е. полностью бессознательный. Один из родителей проецирует свои скрытые чувства о травмирующем опыте на ребенка. В этот процесс включаются вытесненные травматические воспоминания о событии из детства родителя, которые, хотя и не осознаются им полностью, влияют на отношения с ребенком. Дети матерей, которые в детстве пережили серьезные травмы (например, эмоциональное или физическое насилие), испытывают трудности в поведении и когнитивном развитии, а также чаще других склонны сталкиваться с опасными ситуациями, заканчивающимися травмами и госпитализацией.

Механизмы передачи семейной травмы

Выделяют четыре основных механизма межпоколенной передачи травматического опыта: молчание, чрезмерное откровение, идентификация и повторение (проигрывание).

Часто передача травматических посланий происходит через молчание. Замалчивание в семье может передавать травматический опыт даже лучше, чем остальные невербальные проявления. В семье Александра не обсуждали трудное детство его матери, пережившей нищету, но строгое правило экономить присутствовало всегда. На вопрос, зачем так жить, мать лишь говорила: «всегда нужно быть готовым к худшему». Неосознанно впитав этот страх, Александр вырос в ощущении, что нельзя расслабляться и тратить лишнее. Став взрослым, он сам стал избегать рисков и передал своим детям ту же скрытую установку — «мир небезопасен, и нужно всегда экономить».

Это пример механизма передачи установок через замалчивание: травматический опыт и связанные с ним страхи не озвучиваются, но передаются следующим поколениям через поведенческие модели.

Чрезмерное откровение (сверхоткрытость) – обратная сторона молчания. Родители или старшие родственники, пытаясь уберечь детей от такого же травматического опыта, который пережили сами, рассказывают о нем во всех красках и с множеством подробностей. Детская психика, не готовая к таким переживаниям, часто оказывается перегруженной и не способной справиться с услышанным. Это может привести к тревоге, чувству беспомощности и даже формированию собственных страхов и фобий, которые ребёнок еще не в состоянии понять и обработать. В результате, дети начинают чувствовать тяжесть эмоциональной ответственности, им становится трудно отличать свои эмоции от переживаний взрослых. Они могут либо замкнуться, либо начать чрезмерно переживать за своих родителей, стараясь «избежать» повторения этого негативного опыта в будущем, даже если он напрямую не касается их жизни.

Идентификация — это процесс, при котором человек ассоциирует себя с другим, часто на основе близких эмоциональных связей. Этот процесс может основываться на близких, эмоционально насыщенных отношениях, когда ребенок испытывает особую привязанность к взрослому. Идентификация приводит к усвоению психических черт эмоционально близкого человека и тем самым становится каналом передачи травматического опыта.

Многие дети и внуки переживших Холокост сознательно или неосознанно переносят на себя опыт и травмы своих родителей, проживая их в своей собственной жизни. Им могут сниться кошмары о нахождении в концлагерях. Нередко они глубоко, на уровне подсознания, усваивают часть личности уже ушедшего из жизни человека.

Люди, пережившие травму, часто склонны бессознательно возвращаться к этому опыту, снова и снова проигрывая его в своем поведении, мыслях и эмоциях. Близкие этих людей, находясь в постоянном контакте с подобным поведением, начинают впитывать тревожные настроения и эмоциональные состояния, свойственные травмированному человеку. Это порой приводит к тому, что они сами начинают ощущать страх, напряжение или даже ощущение угрозы, словно бы и их постигло подобное испытание.

Мать, пережившая серьезную автомобильную аварию, боится водить машину, и каждый раз, когда ее близкие собираются в дорогу, она впадает в состояние сильной тревоги. Ее дети, чувствуя ее страх, тоже начинают избегать поездок. Они испытывают беспокойство при одной только мысли о дороге, хотя сами они никогда не попадали в аварии и не имели травматичного опыта, связанного с автомобилями.

Семейные истории: поддержка через поколения

Помимо психологических травм, по наследству передается и психологическое благополучие. Семейные ритуалы и традиции сплачивают и стабилизируют семью в трудные времена. Семейные истории, знание об уже умерших предках дают человеку чувство сопричастности, семейной идентичности и единства со своим родом. Это помогает построить более близкие отношения между членами семьи, развивать эмпатию, снижать общую тревожность. Например, знание детьми своей семейной истории неразрывно связанно с их ментальным благополучием, устойчивой самооценкой и способностью к преодолению разного рода проблем.

Автор: Наталья Вертипрахова

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/mfX47

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх