Как побороть страх сцены — советы музыканта Евгении Мальцевой    | Умная Россия

Как побороть страх сцены — советы музыканта Евгении Мальцевой   

Сценическое волнение есть у всех людей. И это нормально. Однако, самоуверенные новички на сцене нередко сталкиваются с полным разочарованием… На первых выступлениях трясутся колени, не можешь ничего сказать, тело не слушается – мышцы становятся каменными, напряженными до предела. Каким же образом научиться быстро справляться со страхами и контролировать волнение? У каждого артиста свои способы. Послушаем, что нам порекомендует скрипачка Евгения Мальцева.  

Умная Россия: Как вы стали музыкантом? Была ли у вас такая мечта в детстве?

Евгения: В детстве со мной произошел забавный случай. Я позавидовала однокласснице, которую похвалили на детском празднике. Могла ли я тогда подумать, что это станет стартом моего творческого пути? Нет… Девочка отлично сыграла на скрипке, получила залпы аплодисментов и похвалу от учителей. Вот и мне так захотелось. Тогда я приняла решение записаться в класс по скрипке.

Учиться мне нравилось. Я не прогуливала уроки. На сольфеджио ходила с большим удовольствием, никто меня насильно не заставлял учить ноты и играть гаммы. Я сама горела желанием заниматься музыкой, да и с учительницей мне повезло, она оказалась приятным и добрым человеком.

Умная Россия: Почему именно скрипка? Не хотелось ли сменить инструмент?

Евгения: Моя первая учительница обладала потрясающей выдержкой. У нее все были котиками, лапочками, зайчиками, солнышками. Работе с детьми не позавидуешь. Но она отлично справлялась. Благодаря ей, у меня никогда не возникало желания все бросить или поменять музыкальное направление. А со временем я даже пришла к выводу, что приобщиться к музыке можно только через личность преподавателя. 

Умная Россия: Долго ли вы учились? Сколько нужно заниматься, чтобы тебя взяли в оркестр?

Евгения: После 7 лет музыкальной школы я поступила в колледж, там проучилась 4 года, после чего продолжила учебу в университете. В общей сложности я обучалась скрипке 16 лет. Иначе здесь никак. Чтобы стать хорошей скрипачкой, нужно постоянно оттачивать навыки. Некоторые еще и заканчивают магистратуру. 

Умная Россия: Есть ли у вас страх сцены?   

Евгения: Конечно, первое время страхи были. Но я вам скажу, что решается это только одним путем – постоянно играть. Сценическое волнение у тебя будет всегда. Просто нужно преодолевать страхи и почаще давать концерты. 

Умная Россия: Какие эмоции испытываете на сцене?

Евгения: Целый спектр эмоций. Музыка ведь разная – от глубокой лирики до драмы. Вот и в душе во время концерта пробуждаются самые разные оттенки чувств. Зависит от произведения. Иногда я сублимирую эмоции на сцене. Исполнение окрашивается моими собственными переживаниями. И тогда концерт становится более ярким или более лиричным.

Умная Россия: Кто вы по темпераменту?

Евгения: Я амбиверт, ближе к интроверту. Друзей у меня не так много. Я бываю общительной, но могу и посидеть дома в одиночестве. Интровертам свойственно бояться публики, однако сейчас у меня не бывает сильного сценического волнения. Со временем это проходит.

Умная Россия: Даже на площади не страшно играть? Вокруг ведь много людей, и они разные…

Евгения: Сейчас уже совсем не страшно. Все страхи я преодолела.

Умная Россия: Каким было ваше первое выступление? Как не бояться сцены?

Евгения: Если дети не боятся ничего, им море по колено, то подростки более подвержены страху публичности. Существует много способов преодолеть волнение, зажимы и смущение при выходе на сцену. Вот мои любимые: 

  • Способ 1. Перед выходом на сцену максимально напрячь все мышцы, сжать их в себя и подержать. А потом резко расслабиться.
  • Способ 2. Хорошенько выспаться. Не выспишься – жди нервного перевозбуждения.
  • Способ 3. Девочкам свой первый концерт лучше провести в туфлях без каблуков. Дело в том, что каблуки создают неустойчивое положение корпуса – напряжение в этом случае увеличивается в 10 раз. Конечно, мальчикам в этом плане проще…

Когда ты вообще не испытываешь волнения, это как-то странно… неправильно. Такое выступление будет неживым. Однако страхи все же нужно контролировать. 

И вот еще совет… Важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Тогда у организма не будет дополнительных нагрузок.

Умная Россия: Тяжело ли быть артистом? Что делать с усталостью?

Евгения: Бывает так, что один концерт, шоу или музыкальное сопровождение на частной вечеринке длится от 5 часов. А в день у меня может быть несколько выступлений. К примеру, до пандемии я обрабатывала примерно 450 заявок в год. Как быть с усталостью? Здесь все зависит от того, натренированы ли руки. Игровой аппарат у музыканта рассчитан на то, чтобы играть на скрипке от 8 до 12 часов. Но я устаю скорее от другого – во время концертов болят не руки, а спина и ноги от каблуков. 

Умная Россия: Какую музыку вы сейчас играете?  

Евгения: После окончания университета я играла в оркестре, где получала не так много денег. Хотелось, конечно, сменить деятельность, чтобы расти в доходе и развиваться творчески. Я мечтала играть в ресторане. Но меня никто не брал. Говорили, что скрипка – это скучно, никому не будет интересно это слушать. Однако потом меня все-таки заметили. Уже 10 лет я играю в ресторанах, на площадях, на теплоходах, на набережных, на свадьбах, в ТЦ и т.д. Это оказалось более веселым занятием и стало приносить мне больше денег, чем академическая музыка. Здесь полно простора для творчества. Например, можно сыграть бачату на скрипке или добавить других современных ритмов.  

Впрочем, не все мои концерты коммерческие. Иногда меня приглашают и на благотворительные мероприятия. Я играю бесплатно для детей, сирот, пенсионеров.  

Дело всей моей жизни – доказать людям, что скрипка – разноплановый инструмент. Современная игра на скрипке включает в себя всевозможные ритмы, аранжировки, эксперименты. Это не унылая музыка, как думают некоторые. Здесь огромный простор для творчества.

Умная Россия: Были у вас необычные случаи на выступлениях? 

Евгения: Разумеется, ведь какая свадьба без драки? Понятно, что сейчас 21 век. Но это даже странно, если ты, будучи скрипачом-эстрадником, за 10 лет не влип ни в одну сомнительную историю. Как-то раз мне пришлось драться – отбиваться от человека на сцене прямо во время выступления… Применила те навыки драки, что мне достались от дедушки, но не прекратила играть. Единственное, о чем я думала тогда – не бить человека ногой, чтобы все закончилось без травм. 

В Курске, где я живу и играю, приходилось участвовать в «Читающем маршруте» – творческом мероприятии в троллейбусе. Пассажирам читали стихи, а я создавала музыкальное сопровождение – играла на скрипке. 

Из необычного еще вспоминаются интересные локации, где приходилось играть. Однажды меня пригласили на выступление в лодке – мою музыку преподнесли в подарок.  

Умная Россия: Сколько у вас инструментов?

Евгения: Во-первых, это акустическая, качественная и долговечная скрипка. Она со мной уже долго. Второй мой инструмент – американская электроскрипка Zeta. И еще у меня есть бразильская светящаяся скрипка Аврора – она серебристого цвета и подходит для особых случаев. 

Умная Россия: Есть ли у скрипачей афтерпати?

Евгения: Ивенторы (организаторы праздников, фестивалей, банкетов, кейтеринга) устраивают в наших краях образовательные мероприятия и вечеринки. На них приглашают не только ведущих, но и спонсоров, фотографов, артистов. С ними я иногда тусуюсь.

Умная Россия: Дарят ли фанаты подарки? Зависите ли вы от комплиментов, похвалы, оваций?

Евгения: Случается, что мое творчество привлекает внимание незнакомых людей настолько, что у них возникает желание как-то меня отблагодарить. Играя в торговых центрах и на улице, нередко получаешь чаевые, цветы, шоколадки, игрушки. Могу честно сказать, что не очень люблю цветы, так как этот подарок создает дополнительные трудности. Во-первых, когда у тебя и так с собой достаточно много вещей (инструмент, коммутация, костюм, обувь), заняты руки, и букет бывает просто нечем нести. Во-вторых, дома за цветами нужно ухаживать – это время. В-третьих, их жизнь заканчивается очень быстро, и наступает момент, когда нужно с ними прощаться – выбрасывать. Мало того, что жалко, так еще и приходится убирать в квартире опадающие лепестки. Вообще не понимаю, почему девушки так любят цветы?

Умная Россия: Что планируете делать дальше?

Евгения: Сейчас я выступаю в Курске и городах Черноземья. Цель – расширить географию выступлений. Не ограничиваться югом, ездить в более отдаленные регионы и города. Возможно, запишу в дальнейшем свой альбом скрипичной музыки с современными ритмами и аранжировками. 

Вторая моя деятельность – преподавание. Я обучаю музыке в школе искусств. Здесь тоже хочется развиваться – дарить детям возможность приобщаться к прекрасному.

Страница музыканта в ВК: vk.com/kursk_violin

Посмотреть выступления можно здесь: youtube.com/@evgeniya_violin

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/9T6dl

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх