Эволюция комиксов | Умная Россия

Эволюция комиксов

Кажется, что Россию обошла мировая индустрия комиксов. В США всемирно известные супергерои появились еще в первой половине XIX века, уже тогда были созданы компании DC и Marvel и их известные комиксы, ставшие впоследствии эталоном. Параллельно развивались похожие направления в других странах: fumetto в Италии, bande dessinée или BD во франкоязычных странах (например, в Бельгии), манхва в Корее, маньхуа в Китае и, конечно же, японская манга. К сегодняшнему дню в большинстве стран сформировался крупный пласт культуры, связанный с историями в картинках. Для России же эта сфера долгое время была чуждой, лишь в последние годы в нашей стране начался подъем индустрии. Однако, если копнуть глубже, можно сделать удивительное открытие: история комиксов в России начинается еще несколько веков назад.

Корни русского комикса можно увидеть в житийных иконах, которые появились в России в XIII веке. Такие иконы представляли собой изображение святого по центру, а вокруг него размещались эпизоды из его жизни. Еще одним предшественником комикса можно считать русский лубок, который в основу сюжетов уже брал не только жития святых, но и различные литературные сочинения, например сказки. В этой форме повествование в картинках стало сопровождаться текстом, хотя он еще не был оформлен в «пузырь». Лубки активно распространялись в XVII-XIX веках, под конец XIX века тиражи уже исчислялись сотнями тысяч. Позже группа авторов, в числе которых также были Владимир Маяковский и Казимир Малевич, пыталась возродить лубочное искусство. Они даже успели выпустить серии на 22 листа. Вынесение текста в пузырь-филактер же было заимствовано комиксами у третьего предшественника – политических карикатур, как в США, так и в России. Карикатуры были небольшими, обычно состояли всего из нескольких изображений, однако в них прослеживались все признаки будущих комиксов.

Особенное внимание заслуживают комиксы русской эмиграции. В 1935 году в Югославии Юрий Лобачев основал «Белградский круг художников». Вместе они выпустили несколько графических романов и запустили серию комиксов. Художники даже придумали своего русского супергероя – Чёрного атамана. Также ими часто адаптировались произведения русских писателей, особенно популярен был А.С.Пушкин, которого даже добавляли к героям произведения. В какой-то момент тираж работ «Белградского круга художников» стал достигать нескольких сотен тысяч, книги раскупались не только в Югославии, но и в Европе. Примечательно, что русский супергерой опередил Супермена: последний появился в США только через несколько лет – в 1938 году. Однако этому успеху не было суждено продлиться долго – с началом войны объединение распалось. В 2017 году издательство «Чёрная сотня» выпустила отреставрированную серию комиксов русских эмигрантов, поэтому теперь каждый желающий может ознакомиться с этим интересным пластом русской истории.

В советской же России начинающие набирать популярность комиксы были очень быстро признаны буржуазным видом творчества и запрещены. Появились частично похожие на них диафильмы и книжки-картинки, оставались и карикатуры. Однако чаще всего они выполняли исключительно пропагандистскую функцию и не сформировались в культуру комиксов, которая в это время активно развивалась за пределами страны. С распадом СССР на полки книжных магазинов хлынули адаптации зарубежных произведений. Хоть русские авторы и пытались создать собственные произведения, однако оказалось очень непросто в столь короткий срок преодолеть огромную пропасть и развить индустрию с нуля. Но это не значит, что данное направление для нас потеряно.

В последние годы российские издательства начали выпуск оригинальной продукции, которая смогла выйти на совершенно новый уровень. В частности, компания Bubble за последние 10 лет выпустила такие крупные серии комиксов, как «Бесобой», «Майор Гром», «Инок», «Красная Фурия», «Метеора» и «Экслибриум». В 2021 году был пущен в прокат фильм «Майор Гром: Чумной доктор», который стал первым успешным проектом на супергеройскую тематику в российской киноиндустрии. Онлайн-версия фильма довольно быстро была выкуплена стриминговым сервисом Netflix и пущена в прокат сразу на нескольких языках. Успех проекта показал, что русские комиксы уже обрели крупную фанатскую базу, а индустрия имеет крупный потенциал и способна развиваться в дальнейшем.

Автор: Эмма Прокаева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/3XltK

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх