История золотого сечения | Умная Россия

История золотого сечения

Правда ли сечение золотое и при чем тут математика?

Золотое сечение – все мы слышали это словосочетание, но объяснить, что же это значит достаточно сложно, хотя, на самом деле, это понятие всегда вокруг нас.

Говоря простым языком, золотое сечение – это гармоничная пропорция, в которой меньшая часть идеально сочетается с большей.  Это отношение с коэффициентом  1,618, в процентном соотношении равном 61,8, так, число чаще всего округляют до 60 %,относящееся к 40%. Важно отметить также, что в золотой пропорции части всегда три. Третьим как раз является целое, то есть 100%. Классическое определение дается такое: меньшее относится к большему так, как большее к целому, с коэффициентом 1,618.

Откуда к нам пришла «идеальная пропорция»?

Первой ступенью к познанию этого сечения стали пифагорейцы. Считается также, что Пифагор еще в 6 веке до н.э. позаимствовал эту идею у древних вавилонян и египтян. Действительно, нет сомнений, что древние цивилизации знали о золотой пропорции. Об этом свидетельствуют принципы построения египетских и мезоамериканских пирамид. Также по принципу золотого сечения были связаны священные места в Древней Греции.

Кроме того, предметы быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Стоит отметить, что и вся древнегреческая культура развивалась под знаком золотого сечения, ведь концепция гармонии элементов не могла не коснуться греческого искусства и его основу составляет теория пропорций. Конечно, вопросы пропорциональности не могли пройти мимо Пифагора. Возможно, именно он впервые попытался математически объяснить существо идеальных пропорций. 

Не только в Древней Греции золотое сечение стало предметом искусства. Намного позже такие картины, как «Джоконда» или «Витрувианский человек», стали отличными примерами использования идеальной пропорции в искусстве.

Один из величайших трудов о золотой пропорции был также написан в эпоху Ренессанса. В 1509 году великий итальянский математик Фра Лука Пачоли издал свой трактат «О божественной пропорции», в котором он раскрыл принципы «золотого сечения». Трактат стал настоящим пособием для художников, математиков и архитекторов. Стоит отметить, что произведение было прекрасно проиллюстрировано, так как к его написанию приложил руку Леонардо да Винчи.

Новая волна интереса к идеальным пропорциям появилась в 20 веке. Математики и творческие люди вновь стали изучать эту тему. Именно тогда французский архитектор Ле Корбюзье предложил использовать в архитектуре систему величин, связанную между собой золотым сечением. Основной величиной он предлагал рассматривать средний рост человека, примерно 175 см. Таким образом, система, по его мнению, позволяла делать постройки более функциональными и гармоничными.

Кстати, золотое сечение можно использовать и в жизненной практике. Так, например, можно построить процесс обучения, тратя на получение практических навыков 60% своего времени, а на теоретические знания, оставшиеся 40%, создавая тем самым прекрасный баланс. Кроме того, можно привести пример одной фирмы, которая согласно золотой пропорции устанавливала рабочим зарплату. Так, работники наименьшей квалификации получали 62% от зарплаты рабочего следующего уровня, а его зарплата составляла 62% от главенствующего над ним. Это нововведение в фирме позволило сохранять у работников мотивацию повысить свой уровень знаний и мастерства, чтобы зарабатывать больше, а компания смогла уравновесить бюджет в своей фирме. Таким образом, золотое сечение, идеальная пропорция, которая встречается не только в архитектуре, математике или в искусстве, но и в нашей повседневной жизни.

Автор: Колисниченко А.С.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/Gjsjv

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх