Интеграция современного образования | Умная Россия

Интеграция современного образования

Автор новой работы об интеграции образования нашла решение как помочь студентам адаптироваться в постковидных реалиях и справиться с возникающими вопросами и проблемами дистанционного обучения.

Одной из главных причин перевода школьников и студентов на дистанционное обучение является рост случаев и отрицательная динамика по заболеваемости Covid-19. Но как все это влияет на качество образования и, самое главное, на состояние, поведение и воспитание обучающихся исследовала автор методики интеграции образования и системы поддержки студентов, преподаватель-исследователь Московского городского педагогического университета, член ассоциации педагогов России, эксперт с опытом работы более 10 лет в области образования и внеучебной деятельности Александра Александровна Жигунова.

– Александра в чем заключается проблема дистанционного обучения сейчас?

– Речь идет о давно назревшей проблеме адаптации и сопровождения студентов. В образовательном процессе есть две стороны: образовательное учреждение требует четко следовать тем регламентам учебной деятельности, которые помогут упростить отчетность, заплатить необходимое количество денег за используемый в обучении труд, а также ресурсы, используемые в обучении; обучающийся – хочет получить знания и навыки, которые помогут устроиться на высокооплачиваемую работу, найти друзей, активную среду для реализации своего творческого потенциала. Интересы этих участников не всегда совпадают, но главное, чтобы образовательное учреждение могло вовремя услышать потребности обучающихся, иначе пропасть между ними будет только увеличиваться.

– Что же происходит прямо сейчас, когда школы переводят детей на дистанционное обучение, студенты также учатся во многих университетах на дистанте, можно ли говорить, что внеучебная работа с ними не производится?

– Совершенно верно, что работа со студентами производится не в полной мере. Студенты мало того, что не привыкли к отсутствию контроля со стороны преподавателя, так и совершенно не самоорганизованы. Было весьма забавно наблюдать за своими студентами в первые недели введения дистанта, присутствовали все, радовались, что можно сидеть дома и никуда не выходить. Но в последствии внимание студентов было упущено, в связи с необходимостью постоянно сидеть и смотреть в компьютер, когда вокруг масса отвлекающих факторов и есть время, которое расходуется в зависимости от интересов: что интереснее, то и приоритетно. Ограничив функционал обучения дистантом образовательные учреждения потеряли основную часть воспитательного процесса – внеучебную деятельность. Если учебная и научная деятельность реализуется путем предоставления курсовых, участия в онлайн – конференциях, посещения занятий и выполнения домашних заданий, то внеучебная работа более сложный процесс для реализации ее в текущем дистанционном формате.

– Как вы считаете, можно ли эту проблему решить, что нужно сделать, чтобы студенты были вовлечены во все сферы деятельности учебного процесса?

– Любую проблему можно решить, если правильно ее обозначить. Мое исследование в рамках кандидатской диссертации предложило учебным заведениям возможность взаимодействия студентов не только во время учебных занятий, но также захватить их внимание в сложные периоды жизни, в свободное от обучения время, а также поддержать их в сложные постковидные времена, когда многие студенты испытывают чувство тревожности, ограничены в перемещениях. Несколько учебных заведений сейчас занимаются внедрением данной системы поддержки студентов.

– Таким образом, вы имеете в виду, что существует некая программа сопровождения учащихся, некий цифровой помощник или тьютор?  Но также общеизвестно, что во всем нужно соблюдать меру, даже в обучении. В этой связи не считаете ли вы чрезмерным цифровизацию образования?

-Да, программа сопровождения уже разработана, она предполагает поддержку не только учебной деятельности, но скорее направлена на создание безопасной окружающей среды, помощь студентам за рамками образовательного процесса, возможность обсуждения своих проблем, борьбы со страхами, материальными проблемами и трудностями. Ведь результат освоения образовательных программ будет намного выше, когда студенты не будут вынуждены разбираться со своими проблемами в ущерб обучения. Как показывают проведенные исследования у большинства студентов существуют проблемы с оплатой обучения, обеспечения необходимыми учебными материалами, а также доступностью мер социальной поддержки и последующим трудоустройством по профессии. Цифровизация образования неизбежна, так как мы живем в эпоху технологий, и, как бы нам не хотелось придерживаться классической системы обучения, правила диктуют технологии. В данном случае мы имеем дело со студентами, которые не мыслят своей жизни без телефона и электронных ресурсов, поэтому основная задача методологов сделать обучение наиболее адаптивным и доступным всем.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/1lb09

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх