Илья Самохвалов: Где найти идею для стартапа?

«А не открыть ли мне бизнес?»

У каждого наемного работника рано или поздно возникает шальная мысль: «А не открыть ли мне бизнес? Уволюсь с нелюбимой работы, буду заниматься своим делом, заработаю денег, отойду от операционки, куплю себе яхту, домик в горах, и все будет хорошо».

Согласитесь, мысль привлекательна. И картины, возникающие в голове тоже весьма недурны.
Но есть, как говорится, нюанс. Обычно, примерно все начинающие предприниматели спотыкаются на самом первом шаге – а чем заниматься? Что делать? Все уже придумано. На ум приходят ассоциации первого порядка, порой весьма очевидные. Остаются либо так называемые Deep Tech идеи, где только до появления первого MVP нужно потратить годы на ресерч и создание инструментария, либо что-то очевидное из «алого океана», где огромное количество аналогов,  а значит и запредельная конкуренция. Кроме того, часто начинающие стартаперы пытаются начать заниматься деятельностью. в которой у них недостаточно экспертизы. Ввязаться в бой, а там разберемся. Слабоумие и отвага. Да, этот подход без сомнения работает, но он влечет колоссальные риски уже на первых этапах строительства собственного бизнеса, поскольку примерно все, что вы будете делать, будет для вас в новинку. Пока отстроятся процессы, пока среди бесконечного количества вариантов и множества мнений вырисуется правильная траектория движения, могут пройти годы. А переживет ли ваш молодой бизнес это становление и «окукливание?» – большой вопрос. Хорошо, если на этапе поиска ниши и создания идеи было произведено исследование рынка, анализ конкурентов, продуман механизм отстройки. А если нет? Если сразу бросились пилить продукт не проведя, как минимум, кастдев? 

На стыке дизайна и технологий

Пять лет назад я и представить себе не мог, что когда-либо я буду иметь право называться фаундером стартапа. Конечно, мысли о яхте приходили в голову, но на этом пути маячила такая гора сложностей и, казалось бы, нерешаемых проблем, что, вздохнув, я убирал эту мечту в ящик, и, на следующее утро невыспавшимся шел на работу. 

На работу, которая открыла мне способ генерировать огромное количество идей для стартапа, которые в вакууме или в отрыве от реальной проблематике не пришли бы примерно никогда. 

Работая в Силе Света и начав с художника компьютерной графики  я довольно быстро дорос до продакшен-супервайзера. Супервайзер, это тот, кто помимо работы руками и производства непосредственно контента берет на себя еще и руководящие функции. 

В Силе Света мы делаем мультимедийные шоу по всему миру. Работа над каждым проектом осуществляется командами, которые к этому проекту прикрепляются. И команды каждый раз разные. 

У команды проекта всегда есть ядро – Креативный директор, который придумывает Big Idea и в дальнейшем следит за идейной составляющей проекта. Арт Директор – это тот, кто отвечает за визуальную составляющую – делает так, чтобы было красиво. Технический директор – тот, кто отвечает за технологии, используемые на проекте. За железо, если быть точным.
Продюсер ведет всю коммуникацию с клиентом, осуществляет общее руководство проектом и менеджерит финансы. 

А супервайзер – это тот, кто вместе с арт директором рулит непосредственно процессом производства графики и постоянно включается в работу руками. 

«Став супервайзером, ты  внезапно «поднимаешься» над проектом  на высоту птичьего полета, где начинаешь видеть  вещи, которые хочется развидеть.»

В задачу супервайзера входит организация самого процесса продакшена, чтобы графика была произведена красиво, качественно и в срок. А еще – так называемая фасилитация коммуникации.  Супервайзер – ядро продакшена и вместе с арт-директором – коммуникационный хаб и обладатель всей необходимой информации о проекте. Фасилитация коммуникации заключается в том, что супервайзер должен всеми средствами способствовать повышению качества коммуникации между всеми участниками проекта, поскольку именно некачественная коммуникация в команде приводит к задержкам, проблемам и факапам. 

Став супервайзером, ты  внезапно «поднимаешься» над проектом  на высоту птичьего полета, где начинаешь видеть  вещи, которые хочется развидеть. 

Ты начинаешь видеть бутылочные горлышки. Крутые повороты. Места, где спотыкается мозг, и возникает мысль «почему так долго?!»

В моем случае именно превращение меня из CG художника в супервайзера дало мне невероятный буст идей, до которых своим умом в отсутствие этого опыта я бы не дошел примерно никогда. 

Ускоритель шаг за шагом

Главная моя задача – ускорить процесс производства, сократив неэффективные места и повысив прозрачность коммуникации, чтобы оставалось время на “допиливание” контента, и этого времени всегда не хватает. 

Я начал разрабатывать вещи. Вещи технического и творческого характеров.
Сначала маленькие, вроде небольших скриптов, автоматизирующих рутину, потом больше и больше. Вводил новые методики проджект-менеджмента, например, ежедневные стендапы на 15 минут с командой, и ретроспективы по итогам завершенных проектов. 

Так появилась система продакшен трекинга (это продвинутый таск-трекер и система медиаменджмента для производителей цифрового контента), на которую был переведен весь продакшен студии, и впоследствии эта система начала обрастать кастомными инструментами и автоматизациями. 

Появились программы, ускоряющие процесс продакшена, автоматические проверяльщики, кастомные энкодеры видео в нужные форматы, которые работали быстрее, автоматический движок, рассылающий уведомления обо всем происходящем всем заинтересованным участникам. и еще много всего.

И, однажды родился Ассетер. 

Еще на заре моей супервайзерской карьеры до меня дошло, что собирать проекты и сцены из полуготовых блоков (ассетов) гораздо эффективнее и дает бОльшую творческую свободу, если производить все с нуля. Особенно это касается, например, первичных визуализаций сцен (так называемых стайлфреймов или концепт-артов), когда визы нужно производить быстро, и нехорошо, когда полет фантазии утыкается в отсутствие запчастей для быстрого тестирования идеи. 

Так появилась Big Idea о некой системе, в которую можно было бы складывать все полезные наработки, а потом находить и переиспользовать их максимально быстро и легко. Разумеется, я был уверен, что это достаточно второсортная идея, лежащая на поверхности, и наверняка кто-то уже что-то подобное сделал. Но, проведя ресерч, я обнаружил, что хотя подобная задача уже решена в маркетинге, и инструментов для хранения картинок и видео существует великое множество, никто до сих пор не сделал ничего подобного для цифровых художников, имеющих дело с тяжелыми проектами и странными форматами в области CG. 

На старте стартапа

В процессе продолжения ресерча и анализа рынка в голове начало вырисовываться, какой должна быть идеальная система для продакшена. Видение продукта оформлялось все отчетливее, и в какой-то момент для закрепления и визуализации идей я сел и нарисовал в Figma прототип будущей системы. Все мы знаем, что идея оформляется не в голове, а будучи положенной на бумагу. Это был как раз тот случай. 

Появившийся прототип – это уже отправная точка. Прототип можно тестировать, проводить эксперименты и вносить улучшения. 

Создав прототип я записал 10-минутное питч-видео для фаундеров студии, предложив им создать внутренний инструмент для консолидации всех цифровых активов и получения буста в производстве графики.  Догадываясь, что в случае положительного решения по поводу запуска проекта в разработку следующим будет вопрос о стоимости такой разработки, я заранее начал переговоры с группой разработчиков на аутсорсе, чтобы оценить стоимость разработки. 

По итогам просмотра питч-видео и презентации я получил добро, и мы погрузились в разработку. 

Путь от старта до момента появления MVP (minimal viable product, минимально жизнеспособный продукт), подходящего для внутреннего использования, занял полгода. 

В процессе запуска и начала использования системы внутри стало понятно, что продукт имеет гораздо больший потенциал для развития, чем задумывалось изначально, и не исключено, что он может быть интересен и для внешнего рынка – других студий, производящих цифровой контент, а еще для телеканалов, маркетинговых агентств, архитектурных бюро и даже для художников-фрилансеров. 

Для подтверждения гипотезы я, пользуясь своими профессиональными связями, организовал несколько Customer Development интервью с представителями индустрии. 

Я разделил интервью на 2 части: в первой я выясняю, как сейчас устроена работа с переиспользуемыми ассетами, а во второй демонстрирую прототип продукта и спрашиваю, готовы ли они купить эту систему прямо сейчас. 

Результаты интервью были весьма многообещающими: 

  • 43% Я ХОЧУ ЭТО СЕЙЧАС!
  • 46% Интересно, нужно потестировать. 
  • И только 11% сказали, что им это не нужно. 

Вооружившись этой информацией я запустил сайт asseter.ai и сделал несколько анонсов системы на профессиональных мероприятиях, чтобы получить первый трафик. Повесив на сайте кнопку регистрации в Early Access List и настроив Яндекс.Метрику, за два месяца я получил порядка сотни заявок от студий – потенциальных пользователей системы. 

Получив эти данные и проведя довольно обстоятельный анализ рынка, его емкости, географии, потенциальных конкурентов я собрал Питч-дек – объемный документ, который описывает продукт и консолидирует весь массив собранных в рамках исследования данных.
Презентация питч-дека инвесторам заняла полтора часа, сняла бОльшую часть вопросов и открыла дорогу к выходу на внешний рынок. 

Сейчас в команде Ассетера 7 человек, проекту скоро исполнится 2 года, и мы готовимся к запуску Private Beta. 

«Ищите идею внутри»

В заключение хочется сказать, что найти идею для стартапа гораздо проще именно в той области, которую вы знаете очень хорошо. 

Как правило, человек «изнутри» очень хорошо знает все основные боли внутренних процессов, и вероятность того, что получится создать стартап, действительно решающий боль, в таком контексте возрастает в разы. 

Кроме того, если создавать так называемый «внутренний» стартап,  то есть стартап внутри уже существующей компании, то получится затратить сильно меньше ресурсов, чем если бы вы собирали его в гараже. Как минимум потому, что можно пользоваться уже выстроенной инфраструктурой и ресурсами компании. 

И главное – запуская первые версии стартапа внутри, вы уже имеете суперлояльную группу первых пользователей, на которых можете тестировать гипотезы и экспериментировать, а изучение того, как они используют систему, позволит отловить большое количество багов и решить большое количество неочевидных проблем на старте, а значит, гораздо более спокойно выходить на рынок, к вашим настоящим клиентам. 

Автор: Илья Самохвалов – isamohvalov.com
Head of RnD в SILA SVETA – silasveta.com
Основатель Asseter.ai – Assets Library System powered by AI
asseter.ai

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/yr0Qf

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх