Джаз в России (18+) | Умная Россия

Джаз в России (18+)

На выставке «Джаз! 100! Россия!» представлены вехи развития джаза в России. (18+)

«Примечательно, что в нашей стране джаз начинал своё восхождение трижды, переживая различные «эпохи». Посетители выставки смогут познакомиться с историей отечественного джаза, начиная с «Эпохи первопроходцев» до «Эпохи разгибания саксофонов» и «Поколения физиков»; от периода застоя до конца 90-х годов; отдельный раздел посвящен современным исполнителям джазовой музыки России», – примечания к открытию выставки.

Часто говорят, что в России джаз другой. Дело в том, что его история была непростой. Интересно, что джаз в Россию привез поэт, танцор, переводчик Валентин Парнах. Именно он ввел слово «джаз» в русской транскрипции в нашу жизнь. 1 октября 1922 года состоялся первый джазовый концерт в России. К сожалению, никто не знает, как выглядели артисты и звучал оркестр. Под стеклянными витринами лежит сборник стихов, письмо артиста. Обращает на себя внимание книга с иероглифами танцев, никто точно не знает, как их расшифровать. До нас дошли 3 фотографии, где мы видим статичные позы Парнаха. Дополняет экспозицию видео из фильма «Джаз 100». Артист исполняет постановочный танец Парнаха под сопровождение оркестра П. Востокова и Д. Никулина.

Второй зал посвящен артистам, которые заложили фундамент советского джаза. В центре внимания экспонаты, связанные с именами Л. Утесова, А.Н. Цфасмана, А. Варламова.  Дирижерская палочка Л. Утесова, его самовар; ноты произведения «Аллилуйя» в джазовой аранжировке Цфасмана, автобиография музыканта. Интересен дубликат свидетельства об окончании Цфасманом консерватории. Первыми перечислены предметы, важные для партии,  потом музыкальные дисциплины. Отметим, что советский джаз не похож на Западный, потому что наши музыканты имели классическое образование. И если хорошей игре на саксофоне или барабанах было негде научиться, то игре на фортепиано обучали в классических учебных заведениях. Дополняют экспозицию исторические справки. Например, про эпоху «разгибания саксофона».

В третьем зале представлен второй этап развития джаза в России. Оттепель. Середина 50-х. Молодое поколение джазовых музыкантов получило образование на коротких волнах. В то время непременной принадлежностью интеллигентной семьи был ламповый приемник с диапазоном коротких волн. После заката солнца короткие волны распространялись на все полушарие. Можно было слушать программы из Европы и США. Каждый день, кроме воскресенья, в 23-05 выключали глушитель политических новостей. Раздавались мелодия Дюка Эллингтона «Take The A Train» и голос У. Коновера: «Time For Jazz». Русские музыканты учились по этим выпускам. Среди самоучек был и А. Товмасян. В зале представлен его модернизированный корнет. На стенах висят афиши концертов, например, ленинградского Диксиленда, коллектива О. Лундстрема. На видео можно посмотреть фрагмент выступления квартета Г. Гараняна.

Третий этап развития советского джаза начинается в 70-е г. Джаз наравне с классикой и фольклором официально признали ветвью музыкального искусства. Люди хотели узнать что-то новое о музыке. Книги не поспевали за спросом. Так появился джазовый самиздат. Посетители выставки могут увидеть книги под ред. Ю. Верменича, воспоминания Котлярского с автографом Г. Терпиловского. Также в это время развивались новые стили (джаз-рок, фьюжен, джазовый авангард). В 1974 году джаз вошел в систему музыкального образования, джазовые коллективы и солисты приняты в государственную гастрольную систему. К концу 80-х движение джазовых фестивалей охватывает весь СССР. Однако со временем некоторые музыканты эмигрировали, после распада СССР явление под названием «советский джаз» прекратило существовать. На выставке можно увидеть барабан, тарелку Б.А. Багдасарова. Медные духовые инструменты  Г.К. Лукьянова. Самый большой интерес представляют значки джазовых фестивалей, которые проходили в разных городах в 70-90-х. Их более 100 штук! Куратор выставки К. Мошков признался, что ему тяжело было отбирать экспонаты, ведь за каждым кроется целая история.

Завершается выставка экспозицией, которая охватывает историю джаза с 90-х по сегодняшний день. Большой вклад в сохранение и развитие этого направления в музыке принадлежит
И. Бутману. В 2022 году фонд музыканта провел самый масштабный в истории Московский джазовый фестиваль. Не менее важный вклад внесли и другие музыканты. Под стеклянными витринами можно встретить буклеты с именами С. Жилина, награды и грамоты Д. Крамера, буклет с автографом мультиинструменталиста Д.С. Голощекина.

К сожалению, пространство выставки ограничено. По словам К. Мошкова все экспонаты не поместились. Но вклад организаторов огромен. Теперь каждый посетитель сможет смело сказать, что история джаза есть не только на Западе, но и в России.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/ENCi0

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх